Советы молодым воспитателям по оптимизации общения с детьми
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
1. Всякое занятие с детьми,как вид общения – это передача информации (знаний,формирование умений и навыков) Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям и вам самим, поэтому необходимо разнообразить формы его проведения.
2. В общении с детьми на занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается ( устал от непослушания, надоело повторять несколько раз одно и тоже, и он срывается на крик и угрозы). Помните: «Крик- это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).
3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Наше настроение заразительно,так как оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянуться к людям, которым свойственно веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, и насколько важно этому научиться, понятно каждому.
4. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные особенности того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка - это прежде всего признание его индивидуальности, особенности проявлений характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от другого в детском коллективе. И с этим надо считаться.
5. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ведь у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнениями.
Педагог не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии ребенка, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.
Через общение воспитатель организует поведение и деятельность воспитанников, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков
Таким образом, педагогическое общение - ЭТО ОСОБЫЙ ВИД ТВОРЧЕСТВА.
Оно находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ребенка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
СТИЛИ ОБЩЕНИЯ:
* авторитарный
* демократический
* либеральный.
При авторитарном стиле педагог берет все на себя.Цели деятельности, способы выполнения задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, не принимает возражения, мнения, инициативу ребенка. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживания, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей и родителей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Это стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения – совет, рекомендация, просьба.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения-увещевания, уговоры.
В чистом виде тот или иной стиль встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины.
Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразно позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело: с малышами или старшими дошкольниками,каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Искусству общения надо учиться,
«но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом,если он откровенно говоря не любит детей и не любит профессию» А. А. Леонтьев.
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ВОСПИТАТЕЛЯМ:
- четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение
- продумывайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы воздействия на сознание и поведение детей
- организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшее изменение в микроклимате группы
- избегайте штампов в общении с детьми
- старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым воспитанникам
- специально думайте над построением своих взаимодействий с трудными детьми
- стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрения и похвала, поощрение
- следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности
- умейте слушать детей, чаще улыбайтесь им
- старайтесь понимать эмоциональное состояние, переживание ребенка
- принимайте чужие печали и радости как свои, и вы сможете предугадывать поведение людей
ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКМХ УСПЕХОВ!