Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Система работы
по развитию мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
«Истоки способностей и дарований детей –
в кончиках их пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности
в движении детской руки с орудием труда,
тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,
тем ярче творческая стихия детского разума.
Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее»
В. В. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система малыша. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции на внешние раздражители.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Многие современные исследователи (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие) также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук, предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики.
Актуальность моей работы по развитию мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
В нашу группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В результате мониторинговых исследований, проведенных в октябре 2012 г. по методике Н.И Озерецкого (заключается в выполнении 6-ти заданий), было выявлено, что из 18-ти детей у 5-ти чел. - средний уровень развития мелкой моторики, у 13-ти чел. – низкий уровень. Дети с высоким уровнем отсутствовали.
Исходя из диагностики, определила цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Для осуществления цели поставила следующие задачи:
-
Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
-
Совершенствовать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
-
Содействовать нормализации речевой функции.
-
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
-
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Организуя работу по данной теме, я учитывала следующие принципы:
- Систематичность проведения игр и упражнений, не ожидая немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
- Последовательность (от простого к сложному: сначала выполнение движений на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руках одновременно). Не допускаю пропусков и “перепрыгиваний” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
- Все игры и упражнения провожу по желанию ребенка на положительном эмоциональном фоне, так как для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей я включала:
- в непосредственно организованную деятельность (игровую, трудовую, познавально - исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную);
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- в самостоятельную деятельность самих детей.
Самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Пальчиковые игры я так же включала в индивидуальную работу с детьми, решая задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности.
Создавала микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:
Пальчиковый игровой тренинг:
* самомассаж кистей рук
* пальчиковая гимнастика, физкультминутки
* пальчиковые игры со стихами
* пальчиковый театр
В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев, которая выполнялась в форме самомассажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнений (сгибания и разгибания каждого пальца по отдельности). Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагала массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождала чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др.
Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Использование элементов ТРИЗ:
* лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
* нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, и т. д.
* различные виды аппликаций
Лепка также имеет большое значение для укрепления кистей рук, развития мелкой и крупной моторики. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто, глину, вносила семена растений, камешки, ракушки для составления узоров из них. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Развитие графической моторики:
* рисование по трафаретам
* штриховка
* лабиринты
В непосредственно образовательной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляются эмоциональные отношения к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
В непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. В этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
***Еще одним из интересных занятий было собирание пазлов, нанизывание бус на леску.
Дидактические игры:
* шнуровка по М. Монтессори
* игры с мелкими предметами
* паззлы, мозаика
Вместе с тем я использовала в своей работе игры с мелкими предметами (пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
Одно из важнейших направлений в деятельности воспитателя - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.
Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание на шнурок плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка» (захват 2-3-мя пальцами семян фасоли, бобов, гороха), «Уронили мишку на пол» (прикрепление частей с помощью пуговиц), «Забавные прищепки» (подбор и прикрепление на шаблон прищепок нужного цвета для создания образа),
Для этого я использовала такие формы работы, как:
-
консультации
-
практические занятия
-
рекомендации
-
изготовление игр и игрушек
-
участие в конкурсах (поделки из овощей и фруктов, из природного материала, новогодняя игрушка и др.)
В родительском уголке оформила наглядный материал по темам:
- «Пальчиковые игры»
- «Самомассаж»
- «Первые шаги в освоении письма»
Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье:
- «Что такое мелкая моторика?»
- «Крупная польза мелкой моторики»
- «Играем пальчиками – развиваем речь»
Рекомендация: - «Пока мама на кухне»
Провела для родителей мастер-класс :
- «Волшебные пальчики»
- «Развивающий массаж»
- «Солёное тесто»
Результаты мониторинга, проведенного в марте 2013г, показали, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики, а именно: из 18-ти детей у 3-х человек - высокий уровень, у 12-ти человек - средний уровень, у 2-х человек – низкий уровень.
Вывод:
Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, осуществляемая в интересной, непринужденной игровой форме, и во взаимодействии с родителями доставляет детям радость и удовольствие, а также влияет на формирование интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Обучение в школе для наших воспитанников еще не скоро, поэтому пока мы рекомендуем родителям включать в домашние дела задания по развитию мелкой моторики рук такие, как:
-
перемотка ниток;
-
завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
-
складывание разрезных картинок;
-
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
-
завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;
-
разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Кроме того, рекомендовала покупать одежду и обувь без липучек ,чтобы завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц развивало мелкую моторику рук.