Игровые пособия для развития мелкой моторики
Игровые пособия
для детей дошкольного возраста
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей. Об их пользе, в своё время, говорила Мария Монтессори.
Развивая мелкую моторику малыша, мы работаем над развитием его речи. Чем больше ребёнок трогает различные предметы, осязает, тем меньше у него в будущем возникнет проблем с речью, так как эти процессы очень связаны между собой. Вместе с этим мы развиваем и творческий потенциал ребёнка, помогаем ему проявить себя, раскрыть себя с новой стороны, проявить своё воображения.
Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка.
Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное.
Дети раннего возраста проявляют особый интерес к играм с разноцветными прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Поэтому для привлеченияя внимания прищепки необходимо разложить в разноцветные яркие и оригинальные коробочки и контейнеры в удобном месте для детей, Игры с прищепками требуют внимания как от ребенка,так и от взрослого.
В первую очередь сложность вызывает такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.
Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы. И, самое главное, не прищемить пальчики! Обиды, недоверия и страха к этой злополучной прищепке будет много.
Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.
Игра «Сказочный домик»
Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу. Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты.
А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят .
Игра «Мамины помощники»
Натяните веревку. Возьмите несколько разноцветных платочков (можно носочков, что угодно). Скажите ребенку, что они испачкались. Поиграйте сначала в стирку. Потом развесьте белье на веревку, закрепляя его прищепками. Можно подбирать по цветам: синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный – красной и т.д. Попробуйте маленький платочек прищепить одной прищепкой, средний – двумя, а большой – тремя.
И посчитаем, и закрепим понятия величин.
Игра «Поймай жучка»
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».
Игра Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Игра «Цвет»
Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.
Игра Птицы.
Подобным образом отмечаем одним цветом диких птиц, другим – домашних.
Игра Загадки.
Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.
Литература :
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991. – 365 с.
2. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОНР// Дошкольная педагогика. – 2006. – №5. – с.64-65.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и букв.– М: Издательский центр Владос, 1999. – 226 с.
Приложение
Для занятий необходимо сделать трафареты из цветной бумаги или картона, на которые будем прицеплять прищепки. Это может быть солнышко (желтый или красный круг, с лучиками-прищепками), елка (будем вешать новогодние игрушки), фигурку животного (сделаем лапки, ушки, хвостик). Если прицепить прищепки к разноцветным кружкам, то получим самые разные цветы: ромашки, васильки, подсолнухи и т.д. Прикрепив к зеленому треугольнику зеленые прищепки, получим елочку. А можно получить красивых бабочек и стрекоз, прикрепив прищепки к разноцветным овалам. Фантазировать можно бесконечно. Играя с ребенком, нужно не забывать сопровождать все свои действия речью. Можно придумать самые разные истории и рассказать их вместе с ребенком.