Интегрированное занятие по развитию речи (средняя группа) "Путешествие в сказку"
Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора «Путешествие в сказку»
Цель: приобщение детей к устному народному творчеству посредством пальчиковых игр и упражнений
Задачи:
Образовательные: расширение представлений у детей о малых фольклорных формах(загадках, потешках, пальчиковых упражнениях, р.н.играх)
Развивающие: активизация речевой деятельности детей на занятии, развитие образности речи, умения координировать движения пальцев рук с речью
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброжелательное отношение к сказочным героям, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: корзинка, кукла-мальчик театральная ,тексты загадок, разрезные картинки лисы, ложки (железная,пластмассовая, деревянная), шапочка-маска «кот», шаблоны ложек для декоративного рисования.
Пропедевтическая работа: чтение сказок («Теремок», «Рукавичка»,«Жихарка»,«Петушок и бобовое зернышко»,«Заюшкина избушка»,«Кот, петух и лиса»,«Зимовье»,«Лисичка со скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк»), рассматривание иллюстраций по сказкам, разучивание пальчиковых игр, потешек, подв.игры «Кот и мыши».
Ход занятия.
Организационный момент.
* Воспитатель приглашает детей :
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
* Слышен плач за ширмой
* Воспитатель: Кажется, сегодня не все радуются и улыбаются.
На ширме появляется кукла (в народной рубахе) в руках корзина.
Кто это? Посмотрите, это маленький мальчик, да не простой, а сказочный. - О чём ты плачешь, малыш? Чем ты огорчен?
* Сказочный герой: Я пошел погулять и заблудился, потерял свою сказку. Ребята, помогите мне найти мою сказку и моих друзей.
(Отдает корзинку с заданиями - загадками).
* Воспитатель: Ребята, поможем сказочному герою найти его сказку?
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
* Воспитатель предлагает ребенку достать из корзинки 1-й листочек с загадкой.
Загадка про петушка: Не артист, а голосист. Не ездок,а шпоры у ног.
(Дети отгадывают).
* Воспитатель: Назовите сказки, где есть петушок (Дети называют)
Пальчиковая игра «ПЕТУШОК» (координация речи с движением):
Петушок наш вдруг проснулся
(ладонь вверх,указ палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой палец правой руки)
Ты сегодня не проспи. ("грозят"указ.пальцем левой руки)
Петушок стоит весь яркий (ладонь вверх указательный палец опирается на большой)
Гребешок он чистит лапкой. (остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)
..Петушки с моей ладошки клюют зернышки и крошки (имитация движения)
* Воспитатель предлагает ребенку достать из корзинки 2-й листочек.
* Воспитатель: Чтобы отгадать загадку, надо сложить картинку.
Дети собирают разрезную картинку «ЛИСА» (в.у.- 8 частей; ср.у.- 6 ч ).
* Воспитатель: Назовите сказки, в которых есть лиса (Дети называют сказки)
Потешка «КУМУШКА-ЛИСИЦА» (координация речи с движением):
Кумушка лисица в гости собиралась,
В гости собиралась, ярко наряжалась.
Рыженький кафтаньчик, рыжие носочки,
Рыжий сарафанчик, рыжий и платочек.
Рыжие перчатки, рыжий бант на лапке,
Рыжие носочки, чтоб не мерзли ножки.
* Воспитатель просит ребенка достать из корзинки 3-й листочек с загадкой, загадывает:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — (кот)
Потешка «ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК» (координация речи с движением):
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок
Пошел котик на улочку, купил котик булочку
Самому ли съесть или деточкам снесть?
Я и сам укушу , я и деточкам снесу.
* Воспитатель. Дети, хотите поиграть с котом?
Русская народная игра «КОТ И МЫШИ»
(координация речи с движением):
Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота»:
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
* Воспитатель вместе с детьми:
Как чудесно мы играли и в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки, ну, и кулачки немножко
(показывают движения)
Воспитатель: Конечно, весело играть. Пора загадку отгадать.
Предлагает ребенку достать из корзинки следующий листочек с загадкой, загадывает:
"Сама точеная, А ручка золоченая."
* Восп-ль предлагает ребенку достать из лукошка отгадку (три ложки):
- Про какую ложку эта загадка?
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
Рассматривают, любуются неповторимым узором деревянной нарядной ложки.
* Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
(варианты детских ответов).
* Воспитатель: Это ложка одного маленького мальчика, про которого говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень смелый, находчивый и сообразительный. Он даже лису перехитрил...
Дети называют сказку. - Правильно! Это «Жихарка»
Жихарка благодарит детей , уходит.
P.S.
Воспитатель предлагает детям сделать подарок для друзей Жихарки «Узор на ложке» (на занятии по ИЗО).