Значение народной игрушки в жизни современных детей
Значение народной игрушки в жизни современных детей
Наверное, многим знакомо высказывание, так часто встречающееся в разных печатных источниках: «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».
Сразу возникает вопрос: В каком случае можно считать детство незабываемым временем?
Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки и интересные игры, в которые ты можешь играть с игрушками и друзьями.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным.
Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач. Во время игры ребенок выполняет разные задания, находит предметы или обменивается ими, придумывает новые сюжеты собственных игр и многое другое, применяя свой уже имеющийся жизненный опыт и используя при этом самые разные предметы.
Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.
Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий.
Игрушка для ребенка – это самый главный предмет, необходимый для познания мира, который окружает его. И, конечно же, прежде чем подобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать, какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.
Сейчас, по истечении многих лет, мы видим, как изменились игрушки и, в зависимости от них, игры детей. Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. У детей часто возникают вопросы познавательного характера о прошлом своего народа, о народных праздниках и, конечно же, об игрушках:
* Почему же так случилось, что многие люди забыли о своем прошлом?
* Можем ли мы узнать о нем?
* Какими игрушками играли дети в прошлые времена?
* Отличались ли они от современных игрушек?
Задавали дети и другие вопросы, и, конечно же, хотели узнать о народных игрушках еще больше.
В культуре русского народа игрушка всегда занимала особое место. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки (силуэты), лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Так постепенно дети подходят к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомятся с историей возникновения, с мастерами, создававших ее.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями.
Особое внимание необходимо уделить тому, как родители приобщают к истокам русской народной культуре,а именно:воспитание устойчивого интереса к народной игрушке как одному из видов декоративно-прикладного искусства русского народа. С этой целью можно организовать анкету :
– Любимая игрушка моего ребенка.
– Всегда ли я покупаю игрушку по первому требованию ребенка.
– Всегда ли игрушки моего ребенка соответствуют данному возрасту.
– Я покупаю ребенку только развивающие игрушки.
– Как я играю вместе с ребенком с его любимыми игрушками.
– Помогает ли игрушка моему ребенку в общении с другими детьми; в получении и расширении новых знаний.
– Нужно ли знакомить ребенка с народной игрушкой, историей ее создания, отличием от других игрушек и т.п.
– Все ли игрушки несут нравственную ценность для ребенка.
В процессе анкетирования, возможно, многие родители сделают для себя выводы,что не правильно выбирают те или иные игрушки для полноценного развития ребенка.
Главная задача родителей заключается в том, чтобы они помогали в приобщении детей к русской народной культуре:
* рассматривание картинок с изображением тех или иных игрушек
* беседы с детьми о том, с какими игрушками дети знакомились в детском саду
* чем игрушки отличаются друг от друга
* посещение музев нашего города
История создания народной куклы и изготовление кукол.
Народная русская игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Ведь изначально куклы не были игрушками. Первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы.
Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка.
Познакомив детей и родителей с историей создания народной куклы, целесообразно предложить изготовить кукол своими руками (куклы-пеленашки, куклы-кувадки, куклы-погремушки, куклы-мартинички). Итогом работы завершить выставкой в фойе детского сада.
Задача создания такой работы с детьми – это
* развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту;
* знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками;
* прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.
Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».