Выступление для воспитателей ДОУ.Тема: "Использование здорвьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми дошкольного возраста
с нарушением зрения
Наше будущее - это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, в практике детского сада редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось. По данным системы здравоохранения в настоящее время 60% детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. И поэтому актуально значимым и востребованным становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Особенного внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому темой моей работы стало: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
В своей работе я опираюсь на научные работы последних лет Н.К.Смирнова, В.Ф.Базарного, М.М.Безруких, В.И.Ковалько, Г.К.Зайцева, Т.С.Овчинниковой, А.Г.Швецова? которые посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно-образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающие технологии», по их мнению, объединяет в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В связи с внедрением нового ФГОС ДО, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Зрение – самый мощный источник знаний для ребенка об окружающем мире, и о явлениях окружающего мира. Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка. Дети с нарушением зрения, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Поэтому, работая, с детьми с нарушением зрения необходимо не только создавать оптимальные условия для охраны и улучшения зрения, но нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.
В нашем ДОУ важным является определение состояния здоровья дошкольников с нарушениями зрения. В начале каждого учебного года проводится медицинский осмотр с целью оценки показателей заболеваемости, а также с целью соотнесения детей в соответствующие группы здоровья.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что сейчас актуальным является целесообразный подбор здоровьесберегающих технологий.
ЦЕЛЬ: Организация работы с использованием здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
ЗАДАЧИ:
1 . Развивать у детей с нарушениями зрения моторно – зрительную координацию.
2. Развивать мелкую моторику рук, их двигательных функций, освоение мелких движений.
3. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни
Ведущая педагогическая идея
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной - развивающей работе с воспитанниками, имеющих нарушение зрения, помогают обеспечить стабилизацию зрительных функций, а также компенсацию зрительных нарушений и подготовку детей к обучению в школе.
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка. Помнить, что каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. При организации образовательной деятельности воспитателю необходимо:
-
Правильно определить место на занятии;
-
Расположение доски или стенда относительно ребенка;
-
Размеры наглядного материала;
-
Цветные изображения должны быть ярких, насыщенных, натуральных цветов;
-
Темп ведения занятия (детям с нарушением зрения требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала) и многое другое.
Вся работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога.
Здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранять и стимулировать здоровье детей, могут быть использованы самые разнообразные – это и точечный массаж и самомассаж, дыхательная гимнастика, музо и сказкотерапия и многие другие. Мы рассмотрим наиболее эффективные из них, которые используются мной уже постоянно:
*Физкультминутки
являются обязательной частью любого занятия с детьми, имеющими недостатки зрения.
Режим смены динамической позы реализуется путём перевода детей из одного положения в другое, так как дети ограничены в движении зрительными возможностями и активизация зрительных функций проходит через двигательную деятельность.
В начале, середине или конце занятия проводятся двигательные игры «Веселые зверюшки», «Прыг-скок по дорожке…», продолжительностью 3 – 5 минут. Содержание текста сочетается с темой занятия, его программными задачами, стихи подбираются с чётким ритмом, детям легче под них выполнять разнообразные движения.
Проведение двигательных игр оказывает положительное влияние на общее физическое и психическое развитие детей, повышает их двигательную активность, способствуют правильному формированию осанки, скорости выполнения движений, ловкости детей.
*Психогимнастика
С целью создания положительного настроя в организационный этап занятий включены пантомимические, имитирующее упражнения, игры и элементы психогимнастики. «Вкусное угощение», «Чудесные превращения», «Поздоровайтесь разными способами». Часто применяю упражнения на определение различных эмоций. Игры, упражнения и этюды подбираю в зависимости от изучаемой темы, например, «Игры в снежки» - тема Зима, «Пробуждение на деревенском дворе» - Домашние животные.
Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников с амблиопией и косоглазием, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрировать различные эмоции.
*Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения – норма и правило жизнедеятельности. Полезна она и для детей с нормальным зрением. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развитие глазных заболеваний. Зрительная гимнастика проводится в групповой форме, несколько раз в течение дня от 3 до 5 минут.
В работе с детьми нашей группы систематически использую элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз, туловища (в разных частях группы развешаны предметные картинки). Важно то, что дети на этих занятиях меняют позы: стоят на массажных ковриках, на носочках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.
Упражнения выполняются в следующем порядке:
- влево – вправо;
- вверх – вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмёрке.
Использую схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз, при этом можно использовать указку. Постепенно можно обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя. Схемы (они ещё называются офтальмотренажерами) могут быть сюжетные, графические, модульные и выполнены в виде плакатов, настенных панно.
*Пальчиковая гимнастика
У детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки, поэтому тифлопедагог и воспитатели, работающие с такими детьми, развивают и совершенствуют тонкие движения пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики, включающей в себя пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (животных, людей, явления природы) и пальчиковые инсценировки сказок и потешек.
С подгруппой детей или индивидуально осуществляю тренировку пальцев, выполняя это в форме самомассажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнений (сгибания и разгибания каждого пальца по отдельности).
Во время занятий и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр, который дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером.
В своей работе я использую и элементы ТРИЗ, различные техники нетрадиционного рисования, методику плоскостного моделирования, разнообразные дидактические игры.
Применение пальчиковой гимнастики положительно влияет на развитие интеллекта и речи детей общеразвивающей направленности, а также на развитие детей с нарушениями зрения.
Большой интерес у детей вызывает пальчиковая гимнастика с оречевлением в стихотворной форме, так как ритм помогает координировать речь и движения, помогая превращать гимнастику в игру.
Пальчиковую гимнастику применяю в комплексе с двигательной и зрительной гимнастикой. Речевой материал для проведения пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастик в стихотворной форме подбираю в соответствии с тематическим планированием, например: «Овощи – фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна» и т.д.
Пальчиковые игры использую как на занятиях, так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток.
Эффективны в работе так же такие технологии, как:
*Метка на стекле (по Аветисову), позволяющая тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствующая профилактике близорукости.
*Пальминг
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Перед выполнением упражнения очень важно разогреть ладони. Усилить результативность можно и с помощью такого приема: подойдите к окну и посмотрите на солнце, а затем закройте глаза и приступайте к пальмингу – так вы сначала «запрете» солнечный свет, а затем как бы «впитаете» его в себя.
*Су Джок терапия
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.
Мы работаем в тесном сотрудничестве с учителем-дефектологом, который проводит регулярные занятия с детьми, имеющими нарушение зрения, нашей группы, и совместно нами было разработано календарно – тематическое планирование с использованием здоровьесберегающих технологий.
В работе с детьми, имеющих нарушения зрения, в нашем учреждении налажено взаимодействие педагогов не только с учителем -дефектологом, но и с другими специалистами.
Для оптимизации процессов двигательной активности инструктором по ФИЗО в занятия включаются элементы зрительной гимнастики. Специалисты ДОУ по рекомендациям педагога - психолога используют психо - гимнастические этюды, педагог - психолог на своих занятиях использует упражнения для развития прослеживающей функции глаз.
Для детей с нарушениями зрения музыкальным руководителем подобрана фонотека различных аудиозвуков и отдельно подобран материал для сеансов релаксации.
Таким образом, тесное взаимодействие специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий в работе позволяет решать задачи комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.
В ходе работы над темой мною
-
изучена методическая литература по вопросам здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения,
-
составлена картотека динамических пауз, упражнений пальчиковой и зрительной гимнастик, подобраны психогимнастические этюды по тематическому планированию,
-
апробированы элементы системы В.Ф. Базарного в работе с детьми с нарушениями зрения.
По итогам мониторинга, проведенного в конце года можно сделать следующие выводы: Регулярное использование методов и приемов здоровьесберегающих технологий способствовало:
-
повышению остроты зрения у детей;
-
активному развитию общей и мелкой моторики;
-
повышению уровня ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения;
-
повышению познавательной активности и улучшению психо – эмоционального самочувствия.