Памятка для родителей (старший дошкольный возраст)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссерские, фантазии, с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В процессе диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится боле устойчивый.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность к произвольному поведению, что вызывает позитивные трансформации всех психических процессов (восприятие, память, внимание и т.д.). Они становятся произвольными, что, несомненно, имеет решающее значение для всего дальнейшего психического развития.
Дети начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных, конкретных объектах и предметах. Именно благодаря способности управлять своим вниманием дети старшего дошкольного возраста впервые приобретают способность серьезно и ответственно относиться к своим поступкам. Вместе с тем, несмотря на то, что возможности новой формы внимания – произвольной – к шести-семи годам уже достаточно велики, даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной, особенно не привлекательной, деятельности. В процессе же интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как распределение и переключение.
Подобные возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Развитие произвольного запоминания непосредственно связано с их речевым развитием.
В непосредственной зависимости от развития речи ребенка находится и формирование его воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование развитие навыков и умений, способствующих фундаментальному изучению детьми внешней среды. Большое значение для этого имеет овладение детьми этого возраста разными мыслительными процессами и операциями, что позволяет детям активно использовать такие средства познания мира, как наглядное моделирование и непосредственно связанные с ним схематизированные представления, комплексные представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения и формируются навыки рассуждения, что является основой словесно-логического мышления.
С ребенком старшего дошкольного возраста необходимо общаться как со взрослым. Большое значение здесь имеет уровень речевого развития, которого к этому возрасту достигают дети. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам может создавать по аналогии ряд новых и своеобразных слов. В своей речевой деятельности дети уже правильно произносят звуки, строят развернутые предложения, высказывания становятся точными и логически завершенными. Ребенок старшего дошкольного возраста свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор практически на любую тему, доступную его возрасту.
Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи они начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности, легко владеют повествовательной и восклицательной интонациями. Они способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях. Старшие дошкольники способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, т.е. за ее пределами.