КАРТОТЕКА ИГР бережливые технологии
«Бережливость – важный источник благосостояния».
Марк Цицерон.
Перед каждым коллективом дошкольного учреждения стоит задача – быть бережливым хозяином в своём «доме», детском саду, в своей стране и вырастить поколение культурных и бережливых людей.
Принципы бережливого производства, внедряемые в дошкольные и школьные учреждения, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Игровая деятельность является эффективным средством формирования у детей умения быть экономным и бережливым. Дидактические игры помогают сделать интересным и познавательным, доступным бережливое воспитание для дошкольников. Чтобы формировать понятия экономии и бережливости в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и
открытый образ жизни, мы создали «Библиотеку бережливых игр», где каждая игра оформлена в виде книги, с яркой обложкой. Все книги располагаются в одной большой книге.
Новизна: нестандартное оформление игр, для привлечения внимания дошкольников к понятию экономии и бережливости.
Педагогическая идея заключается в использовании «Библиотеки
бережливых игр» для формирования понятий экономии и бережливости у детей дошкольного возраста.
Цель: формировать бережливое мировоззрение у детей дошкольноговозраста.
Задачи:
-привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости времени, воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне.
-создать условия, способствующие формированию бережливости у дошкольников;
-развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи;
-привлечение внимания к проблемам бережливого использования бумаги, времени, энергии, тепла, водных ресурсов.
Одним из инструментов бережливости является принцип 5S.
1. Сортируй
2. Содержи в чистоте
3. Соблюдай порядок
4. Стандартизируй
5. Совершенствуй
Эта система организации и рационализации рабочего места,
разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду, не только для педагогов, но и дошкольников.
«Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей. Этому может научить игра: «Образцовый порядок», которая формирует умения детей соблюдать алгоритм складывания одежды в своем шкафчике.
Перед детьми лежат картинки с разными предметами одежды и шкаф для одежды.
I вариант. Детям предлагаются предметы одежды, обуви, которые они должны разложить в шкафу, на свои места. Воспитатель говорит, что кукла Таня не знает, куда, что складывать и просит детей ей помочь.
II вариант. При раскладывании одежды и обуви дети называют, на какую полку что нужно складывать, кроме того повторяется порядок одевания и раздевания.
«Содержание в чистоте». Сегодня ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Всему этому может научить игра «Советы Мойдодыра», которая вовлекает детей в деятельность по сбережению водных ресурсов в группе.
«Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Научите куклу (другого героя) как правильно мыть руки».
Засучив рукава, дети произносят потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
намылить «как рукавички»
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
стряхнуть воду или отжать «замочком»
вытереть руки полотенцем.
I вариант. Нужно предложить ребенку составить алгоритм мытья рук, разложив на игровом поле карточки по порядку. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук.
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность мытья рук)
II вариант – лото.
Игру можно проводить с 2 и больше детьми, тогда карточки и материал нужно подготовить на всех. Ведущий называет (показывает карточку, а ребенок ее находит и закрывает клетку, соответствующую алгоритму мытья рук. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук.
Можно предложить детям самостоятельно разложить карточки по назначению на поле.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную
педагогическую технологию "В парах" (дети раскладывают карточки работая в паре). В этом случае побеждает и получает фишку, пара которая первой составит последовательность мытья рук.
III вариант. Предложить ребенку составить рассказ- описание по
мнемотаблице: как нужно правильно мыть руки, в каких случаях это следует делать, а также зачем нужно мыть руки. Как обращаться с краном и водой.
В ходе игры воспитатель обращает внимание, когда открываем воду, когда закрывает и для чего это надо делать.
«Соблюдать порядок»- научит игра «Тайм-менеджмент», она
помогает заинтересовать детей рационально использовать время на занятии физической культуры. Игра может нести характер малоподвижной или соревновательной игры. Ее можно усложнить или упростить в зависимости от возраста детей.
I Вариант. Играют все дети или можно разделиться на команды по несколько человек. Педагог раздает схему и по сигналу свистка игрокам нужно распределить карточки (спортивный инвентарь, так как он расположен на схеме спортивного зала. Команда, которая быстрее и правильно закроет все окна, та и победила. В конце игры обязательно проверяют правильность расположения карточек.
II Вариант. Игра – эстафета. Группа делится на две команды (две
схемы). Перемешаны все карточки, дети друг за другом по очереди берут по одной карточке и добегая до обозначенной точки закрывают пустые окна согласно схеме. Игра продолжается пока все окна не закроются. Та команда, которая закроет все окна быстрее и правильно, та и побеждает. В конце игры обязательно проверяют правильность расположения карточек.
III Вариант. Игра – эстафета. Проводится без схемы. По сигналу свистка игрок каждой команды убирает спортивный инвентарь на свое место. Побеждает та команда, которая затратила на это меньше времени.
Обучать «стандартизации», когда ребенок четко знает, где находится его шкафчик, в каком ящике лежит конструктор, как пройти в нужное место, поможет игра «Навигатор». Играть может один человек или несколько.
Воспитатель показывает фотографии разных зданий детских садов, среди них дети должны найти фото своего детского сада. Воспитатель показывает фигурки Смешариков.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему детского сада. Далее
обращает внимание на помещения, указатели, входы, коридоры, лестницы и другие проходы в здании детского сада. Предлагает помочь Смешарикам пройти в определенное помещение, место в ДОУ. Для маршрута используются фишки или стрелки.
1. Воспитатель предлагает детям помочь Крошу пройти в музыкальный зал от центрального входа, (от входа № 1, №2, №3, №4). Кто быстрее выложит фишками путь, тот и выиграл. Дети находят самый короткий, самый длинный, равный по длине путь.
2. Лосяшу надо из спортзала пройти до выхода №2. Как сделать это быстрее? Какой самый длинный путь?
3. Как Нюши из группы «Сказка» пройти в медицинский кабинет? Как удобнее?
4. Покажите Ежику запасные (пожарные) выходы из групп, из других помещений. Для чего они нужны? И т. п.
«Совершенствование» – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Дидактическая игра «Прогулка» воспитывает у детей осознанное
отношение к экономии и бережливости времени, при сборах на прогулку.
I вариант. Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с
изображением текущего времени года. С помощью картинок с изображением одежды предлагает выложить цепочку-алгоритм надевания (снятия) нужной одежды на улицу. Младшие дети могут использовать наглядную схему.
II вариант. Воспитатель предлагает ребенку картинку (символы для старших дошкольников) времени года и просит помочь кукле (бумажной) в порядке собраться на прогулку (снять одежду после прогулки).
Дошкольники, играя, приобретают навыки разумного потребления и экономии электроэнергии, воды, тепла. Формирует такие деловые качества
игра «Экономисты».
I вариант. Воспитатель предлагает детям выбрать одну из перевернутых карточек (солнце, капля, лампочка). В беседе дети понимают, что солнце – это тепло, капля – вода, лампочка – свет. Игроки должны распределить карточки вокруг символа по каждому признаку (тепло, вода, свет). Воспитатель обращает внимание на карточки с зачеркнутыми символами (солнца, капли, лампочки). Дети должны подумать и отобрать из своей группы картинок те картинки, которые не берегут тепло, воду, свет.
III вариант. Воспитатель распределяет картинки, которые относятся к теплу возле символов (солнце и зачеркнутое солнце, дети подбирают картинки по признаку-сохраняет тепло, не сохраняет тепло. Аналогично проводится игра с символами капли и лампочки. Система бережливого воспитания распространяется и на ликвидацию потерь в материальном отношении. Так, рациональное использование канцтоваров исключает излишнее производство и экономит финансы. Привлечь внимание детей к рациональному использованию бумаги, сокращая ее отходы, поможет игра «Дизайнеры».
Воспитатель показывает 2 схемы расположения фигур на листе бумаги.
Дошкольники находят ответ на вопрос – где правильно? Проводится беседа об экономном использовании бумаги.
I вариант. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать модель одежды. Затем ребёнок обследует кусочки бумаги. С помощью наводящих вопросов
Воспитателя ребёнок должен определить можно ли из данного образца бумаги (размера) сшить заданную модель одежды.
II вариант. Воспитатель предлагает детям лист бумаги и шаблоны одежды. Кто быстрее и экономнее выложит шаблоны на бумаге, тот и выиграл.
III вариант. Дети выбирают шаблон одежды. Нужно от целого листа бумаги на глаз отрезать кусочек бумаги, который по размеру подойдет для данного шаблона.
Овладение детьми основами бережливости осуществляется в
различных видах речевой деятельности: с поговорками, чтение
стихотворений, сказок, басен, рассказов.
Часто педагоги задают тему и предлагают детям самим сочинять
фантастические сказки, рассказы. К примеру: басня «Электричество-мой друг», сказки «Заветное желание», «Незнайка в городе облаков» и др.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Что для чего»
Дидактические задачи:
уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;
расширить знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.
Игровые правила:
Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.
Игровые действия:
Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.
Ход игры:
У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.
Приглашается по одному участнику к столу. Тот берёт какой-либо электроприбор и называет его. Остальные дети должны назвать кому что нужно для ведения домашнего хозяйства. Например, ребёнок показал утюг. Дети хором отвечают: «Он нужен для того, чтобы гладить бельё».
-Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.
-Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.
-А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.
-Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.
Другие дети могут дополнить ответ.
Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.
Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
«Раздели на группы»
Дидактические задачи:
формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;
учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
Игровые правила:
Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.
Игровые действия:
Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Ход игры:
Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.
Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.
-Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и
согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.
Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.
В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
«Кто поможет электротоку»
Дидактические задачи:
уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке; воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.
Игровые правила:
Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.
Игровые действия:
Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.
Ход игры:
Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.
Электроток все может, но кто ему поможет:
- показать мультфильм (телевизор);
- сварить кашу (электроплита);
- вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);
- испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);
- высушить грибы (электроплита, электросушилка);
- взбить тесто (миксер);
- заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);
- сделать прическу (электроплойка) и т.д.
В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.
«Парные картинки»
Дидактические задачи:
расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;
развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;
активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;
воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.
Игровые правила:
Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
Игровые действия: поиск парных картинок.
Ход игры:
Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).
Старинные предметы Современные электроприборы
Утюг электроутюг
Метла пылесос
Сковорода блинница
Самовар электрочайник
Ступка кофемолка
Бигуди плойка
печь микроволновая печь
свеча лампочка
Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.
Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.
В конце игры вопросы для обсуждения:
1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?
2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?
3. Усложнится ли тогда жизнь человека.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
«Замёрзли – погреемся»
Дидактические задачи:
развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;
расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.
Игровые правила:
Соотносить движения со словами стихотворения.
Игровые действия:
Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.
Ход игры:
Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:
- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?
- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.
- Движение для человека – это способ сохранить тепло собственного тела. И мы с вами сейчас разучим стихотворение с движениями «Замёрзли – погреемся» и будем рассказывать его и выполнять движения во время прогулок на улице.
Щёки замёрзли – потрём!
Уши замёрзли – пощиплем!
Руки замёрзли – похлопаем!
Ноги замёрзли — потопаем!
«Нельзя, надо»
Дидактические задачи:
закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций; развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений; развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.
Игровые правила:
Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.
Игровые действия:
Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.
Ход игры:
Педагог объясняет правила игры:
- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.
1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.
2. Можно играть с включенными электроприборами.
3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.
4. Можно садиться близко к включенному телевизору.
5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.
6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.
При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.
«Четвёртый лишний»
Дидактические задачи:
учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию; развивать быстроту мыслительной деятельности; формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.
Игровые правила:
называть только одно слово, не соответствующее общему понятию. Если ребёнок не может справиться с заданием, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Ход игры:
Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:
- Дети, важное значение для каждого из нас приобрели правила экономии и бережливости. Об этом мы будем помнить сами и рассказывать своим друзьям и родителям. Для того, чтобы учить других быть экономными и бережливыми, мы должны хорошо разбираться в энергосберегающих понятиях. Игра «Четвёртый лишний» поможет нам запомнить слова, с помощью которых мы сможем с вами говорить об энергосбережении.
Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.
Ручей – водопроводный кран – озеро – река.
Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.
Умывание – купание – стирка белья – чихание.
Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.
Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток. Выигрывает тот, кто не ошибается.
«Буриме»
Дидактические задачи:
учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;
воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей. Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четверостишие
Игровые правила:
Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.
Игровые действия:
Использование фишек и зарифмованных опорных слов.
Ход игры:
Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:
- Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем сочинить из них четверостишье вместе.
Огонь – ладонь
Свет – совет
Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.
Фонарь — букварь
Тепло — светло
Вода – беда
Капля – цапля
Газ – погас
Свеча – горяча
Провод – повод
Ток – восток
Пожар – кошмар
Врач – грач
Холодильник – будильник
Стирка – дырка
Беречь – стеречь
Урок – звонок
В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.
Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.