Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе.
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе.
№ 1. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с
собственными интересами и способностями; осознавать
значимость любой профессии.
Материал: Картинки, изображающих людей разных
профессий.
Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может
освоить человек?», «Что определяет название профессии?»,
«Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая
профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть?
Чему я для этого я должен научиться?».
2. Обсуждение темы: «Какие профессии называют
женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины
овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
3. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное –
любить и хорошо знать свое дело.
№ 2. «Поймай – скажи».
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч
детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его
ведущему, называя, что делает человек этой профессии.
Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит,
пожарный – тушит, плотник – строгает.
№ 3. «Про Олю и Колю».
Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом
«потому что».
Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать
начало предложения, они должны закончить его. Потом дети
сами придумывают начало предложения.
Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он
мальчик.
Оля любит шить, потому что … она девочка.
№ 4. «Помощники».
Цель: формировать представление о домашних
обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать
помощь близким.
Материал: цветок из картона со съемными лепестками.
Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя
обязанности, которые они выполняют дома (поливают
цветы, подметают пол, ухаживают за домашними
животными, убирают игрушки и др.).
Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности,
которые выполняют их мамы и папы.
№ 5. «Отгадай профессию».
Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать
представление о разделении профессий на мужские и
женские.
Материал: карточки с изображением людей разных
профессий.
Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия
человека, занятого тем или иным делом. Дети называют
профессию, один ребенок выбирает карточку с
соответствующим изображением. Затем проводится беседа о
данной профессии.
№ 6. «Назови одним словом».
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать
словарный запас.
Материал: картинки с избражением пианино, скрипки,
барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки,
ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом?
Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой
группы свое условное обозначение
№ 7. "Кто кем хочет стать?".
Цель: употребление трудных форм глагола
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением
трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят
сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят
стать лётчиками). Детям предлагается придумать
предложение со словом хотим или хочу.
№ 8. «Назови слова – действия».
Называю профессию, а дети говорят слова – действия,
которые выполняют люди этой профессии
Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло,
измеряет температуру, назначает лекарства.
Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает,
считает.
Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.
Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает
прически, бреет бороду и усы.
№ 9. «Кому нужны эти предметы».
Весы, товар, прилавок (для продавца).
Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).
Половник, кастрюля, продукты (для повара).
Шины, автобус, руль (для шофера).
Шприц, вата, бинт (для врача).
Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).
Краска, кисть, ведро (для маляра).
«Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры
Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:
Что ты делаешь – мы знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.
Например:
Чистит пылесосом пол
Забивает гвоздь
Пилит
Едет на машине
Стирает
Несет ведро с водой
Протирает зеркало
Трет на терке
и т.д.
«Назови профессию»
Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Ход игры
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Например:
Трактор – тракторист
Машина «Такси» – шофер (таксист)
Экскаватор – экскаваторщик
Комбайн – комбайнер
Подъемный кран – крановщик
Поезд – машинист
Корабль – капитан
Самолет – летчик (пилот)
Космический корабль – космонавт
Пожарная машина – пожарный
Бульдозер – бульдозерист
и т.д.
«Угадай профессию»
Цель: расширять у детей представление о профессиях.
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Например:
Сад – садовод
Цветы – цветовод
Пчела – пчеловод
Гаечный ключ – слесарь
Ведро и швабра – уборщица
Билет – кондуктор
Касса – кассир
Рубанок – столяр
Краска и кисть – маляр
Мастерок – штукатур
Кульман – инженер
Компьютер – программист
Шприц – медсестра
Огнетушитель – пожарный
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.