Дидактическая игра как инструмент для воспитания детей младшего дошкольного возраста
Как не странно, мир дошкольника гораздо шире и сложнее, чем устоявшееся с годами миропонимание воспитателя. Продуктивное взаимодействие ребенка и взрослого человека возможно только в случае, если взрослый будет ориентироваться на мир дошкольника, но не наоборот. К сожалению, это осложняется тем, что далеко не каждый ребенок готов делиться своими переживаниями с воспитателем, даже если проводит с последним достаточно много времени.
Часто дети дошкольного возраста не воспринимают воспитателей как лиц, которые находятся в составе детского общества. Взрослые выглядят как отстраненные от детских проблем люди с собственными переживаниями и делами. В этом и заключается главная трудность, которая мешает построить эмоциональную связь между детьми и воспитателями. Однако вместе с проблемой есть и решение – грамотное использование дидактических игр.
Достоинства дидактических игр.
Дидактическая игра – один из видов познавательной деятельности, наиболее комфортный для дошкольников. Это одновременно и развлечение, и познание окружающего мира, и развитие умственных способностей детей. Особенно полезны такие игры для формирования эмоциональной связи ребенка и воспитателя. Когда взрослый является таким же участником игры, как и ребенок, дети начинают видеть в педагоге равного, открываются ему.
Игра – это достаточно древний и эффективный инструмент воспитания детей, который имеет массу преимуществ:
- Во время игры дети легко усваивают недоступную для их восприятия информацию об окружающем мире.
- Игры выполняют развлекательную роль, улучшают настроение и решают психологические проблемы.
- В процессе групповой игровой деятельности детский коллектив становится гораздо более сплоченным.
- Дети обращают внимание на воспитателя, который играет с ними, и обретают доверие к взрослому.
Еще одно преимущество дидактических игр – они отлично показывают индивидуальные способности каждого ребенка, который принимает участие в игровой деятельности. Проявляются положительные и отрицательные черты характера. Становится понятно, в ком из детей преобладают лидерские качества, целеустремленность, эгоизм, честность и настойчивость. Особенно ярко индивидуальные особенности выделяются у активных детей.
В ходе игры заметно и застенчивых детей, которые предпочитают занимать роль наблюдателей. Неуверенность в собственных силах и стеснительность преодолеваются в ходе игровой деятельности. Постепенное выполнение заданий от легких к более сложным дают таким детям веру в собственные силы. Благодаря этому они перестают бояться на равных играть с более целеустремленными и уверенными участниками детского коллектива.
Особенности дидактических игр.
Дидактические игры становятся эффективным инструментом воспитания малышей, только если включаются в целостный педагогический процесс. Воспитатель должен регулярно вносить разнообразие в процесс игровой деятельности, уметь не только выигрывать, но и с достоинством проигрывать, тем самым показывая пример детям. Также для педагога важно поддерживать нужное эмоциональное состояние детей во время игры.
Чтобы узнать, какие интересы, знания, возможности и уровень развития есть у каждого ребенка, воспитатель сперва проводит наблюдение за самостоятельными играми детей. В результате возникает понимание того, какие дидактические игры нужно подбирать для конкретного ребенка, чтобы они проходили с пользой и интересом. Оцениваются сильные и слабые стороны личности, что помогает построить план по развитию нужных навыков.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что дидактическая игра влечет за собой всестороннее развитие детей при условии целесообразного руководства со стороны педагога. Важно правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать подходящие дидактические игры, и принимать в них активное участие на равных с детьми. Многие опытные воспитатели уже поняли это на собственном опыте