Зимние явления природы»

Задание 1. Беседа с ребенком.

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, напомните, какие изменения произошли и природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут птицы зимой; вспомните названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратите внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке,  назовите зимнюю одежду, обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью; зимние забавы и развлечения.

- Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

Упражнение « Зимние месяца» -  «До — между — после».

- Какой месяц перед январем?
- Какой месяц после января?
- Какой месяц между февралем и декабрем?

Задание 2. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», «вьюга».

Задание 3. Помогите ребенку подобрать, как можно больше  прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые,  легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) …

Задание 4. Помогите ребенку подобрать  глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

Задание 5. Предложите ребенку поиграть в игру  «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …      Зима — …      Мороз — …
Метель — …     Солнце — …

Задание 6. Игра «Из чего — какой?» поможет  поупражнять ребенка в образовании качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

Задание 7. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

Задание 8. Поиграйте с ребенком в игру  «Четвертый лишний»  на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

Задание 9. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. Развитие координации речи с движением, развитие воображения.

Раз, два, три, четыре,   (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили   («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий

(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком)
Раз — подбросим, Два — поймаем,

Три — уроним
И… сломаем. (Выполнять соответствующие словам действия)

        На дворе мороз и ветер,  на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,                 Ребенок   потирает   руку   об руку.

        ручки, ручки потирают.                  

        Чтоб не зябли наши ножки,

мы потопаем немножко:                    Ребенок топает ножками.

тот-топ-топ.

Нам мороз не страшен,

вот как мы теперь попляшем.           Ребенок приплясывает.

Задание 10.  Отгадайте с ребенком загадки.

  • На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
  • Что вниз головой растет? (Сосулька)
  • С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые ... (Снежинки).

  • Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?  (Снежная баба)

Задание 11.

Поиграйте с ребенком в игру «Подбери признак».

 1. Снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) ..., зима (какая?) —... .

    2. Наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят....

Задание 12 .Прочитайте рассказ  «Зима» , вместе с ребенком перескажите его  .

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

Опыт.  Таяние снега.   Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Описание опыта.

Взрослый разбивает лед лопаткой. Ребенок под руководством взрослого рассматривает кусочки льда. Кладет на ладошку кусочек льда и наблюдает за его таянием.

Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.

Опыт.   Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Описание опыта.

На прогулке взрослый  набирает в баночку снег и ставит в  комнате. Ребенок  под руководством взрослого наблюдает за снегом.

Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание ребенка на то, что вода грязная.

 

Опыт. Свойства снега.

Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Материал: снег.

Описание опыта.

Взрослый  на прогулке берет снег в руки и показывает ребенку, как он медленно тает от тепла.

Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.

 

Опыт. Свойства воды. Сосулька.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

Материал: сосулька (кусочек льда).

Описание опыта

Взрослый ломает сосульку. Ребенок под руководством взрослого рассматривает ее, трогает. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.

Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая  жидкое состояние и превращаясь в воду.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94