Зимние явления природы»
Задание 1. Беседа с ребенком.
Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, напомните, какие изменения произошли и природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут птицы зимой; вспомните названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратите внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке, назовите зимнюю одежду, обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью; зимние забавы и развлечения.
- Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.
Упражнение « Зимние месяца» - «До — между — после».
- Какой месяц перед январем?
- Какой месяц после января?
- Какой месяц между февралем и декабрем?
Задание 2. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», «вьюга».
Задание 3. Помогите ребенку подобрать, как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) …
Задание 4. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.
Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …
Задание 5. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».
Снег — снежок.
Лед — … Зима — … Мороз — …
Метель — … Солнце — …
Задание 6. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образовании качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …
Задание 7. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
Задание 8. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
Задание 9. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков. Развитие координации речи с движением, развитие воображения.
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком)
Раз — подбросим, Два — поймаем,
Три — уроним
И… сломаем. (Выполнять соответствующие словам действия)
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, Ребенок потирает руку об руку.
ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки,
мы потопаем немножко: Ребенок топает ножками.
тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен,
вот как мы теперь попляшем. Ребенок приплясывает.
Задание 10. Отгадайте с ребенком загадки.
- На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
- Что вниз головой растет? (Сосулька)
- С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые ... (Снежинки).
- Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
Задание 11.
Поиграйте с ребенком в игру «Подбери признак».
1. Снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) ..., зима (какая?) —... .
2. Наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят....
Задание 12 .Прочитайте рассказ «Зима» , вместе с ребенком перескажите его .
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
Опыт. Таяние снега. Свойства льда.
Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал: лед.
Описание опыта.
Взрослый разбивает лед лопаткой. Ребенок под руководством взрослого рассматривает кусочки льда. Кладет на ладошку кусочек льда и наблюдает за его таянием.
Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.
Опыт. Снег в комнате тает.
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта.
На прогулке взрослый набирает в баночку снег и ставит в комнате. Ребенок под руководством взрослого наблюдает за снегом.
Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание ребенка на то, что вода грязная.
Опыт. Свойства снега.
Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).
Материал: снег.
Описание опыта.
Взрослый на прогулке берет снег в руки и показывает ребенку, как он медленно тает от тепла.
Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.
Опыт. Свойства воды. Сосулька.
Цель: ознакомление с одним из свойств воды.
Материал: сосулька (кусочек льда).
Описание опыта
Взрослый ломает сосульку. Ребенок под руководством взрослого рассматривает ее, трогает. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.
Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.