«Учим детей быть бережливыми»
Воспитание экономии и бережливости начинается в семье. Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Уже маленькому ребенку можно объяснять, что из крана течет вода, которая необходима в жизни человека, что вода - это настоящее богатство, поэтому кран обязательно надо закрывать, надо экономить воду.
Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.
Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребёнка не только необходимая и удобная одежда, но ещё и много лишней, которая в основном тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребёнок не будет её беречь, а главное он всегда будет хотеть чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что многие дети не берегут свои вещи, теряют их и при этом, не огорчаются, часто просто не зная своих вещей.
И этот же ребёнок, увидев что-то понравившиеся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать, обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один - лишь бы ребёнок не был хуже других. Так постепенно воспитывается расточительность. А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым не будет с уважением относиться к общественным ценностям.
Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей. Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.
Воспитание бережливости у дошкольников надо начинать с малого - не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. С самого раннего возраста ребёнку надо внушить: каждая вещь требует ухода; каждой вещи - своё место, откуда взял её - туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребёнок постоянно видит в доме порядок, а взрослые являются для него примером.
Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают лишнее количество калорий, от чего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением. В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к еде является примером для детей.
Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребёнок должен знать режим дня, время утреннего подъёма, занятий в детском саду, прогулок, игр.
Конечно, 5-летнему ребёнку трудно самостоятельно контролировать расход времени, родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам.
Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.
С раннего возраста ребёнок привыкает любоваться природой, уже малышу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребёнок должен быть защитником и другом природы. Такой ребёнок не ломает зелёные насаждения, не разрушает птичьи гнёзда, не рвёт бездушно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьёв, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых. Значит, первое, чему надо научить ребёнка - это не разрушать природу. Научить быть её защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.
К любому факту потребительского отношения к вещам, в какой бы форме это не проявлялось, надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребёнок с клумбы цветок, наломал ли за городом огромный букет зелени и бросил его, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью лифта и т.п.- всё это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребёнка бережно относиться к общественному достоянию. Для начала пусть это будет забота о сохранности не только своей вещи, но и вещей старших или младших членов семьи. Пусть зреет в нём чувство хозяина, ответственного за порученные ему дела в доме. В дальнейшем это чувство он перенесёт и за пределы своего дома.
Нужно как можно раньше приобщать ребёнка к общественно полезному труду, внушая ему: всё, что за пределами твоей квартиры,- лестница, лифт, двор, улица, парк – твоё, моё, наше. Это общее принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь, как своё, личное. Из этого усвоенного понятия в растущем человеке созреет важное качество личности – чувство «хозяина», которое не только не позволит ему относиться потребительски, но и поможет стать активным борцом за сохранение всех тех богатств, которые создаются руками человека.
Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с родительским «нельзя».
И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.
Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности