«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать

— вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимаются не только в детском саду, но и в семье, овладение ребёнком речью идёт успешнее.

Есть много упражнений и игр по развитию речи у детей, которые можно использовать для занятий, по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

У большинства детей до двух лет отсутствует фразовая речь, поэтому некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет почти все малыши начинают говорить. К концу второго года жизни словарь ребенка составляет около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этом возрасте появляются в речи ребёнка предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Дети любят имитировать голоса животных и это качество можно использовать в обучении.

Постепенно вводите в его словарь названия не только предметов, но и их частей и деталей.

 «Вот автобус, а что у него есть?» — «Колеса, руль, сиденья, дверцы, мотор.»

«А что есть у комнатного растения?» — «Корень, стебель , листья, цветок.».

Во время рассматривания предмета вместе с ребенком задавайте ему самые разнообразные вопросы:

«Зачем нужен, какого цвета?

Что бывает твердым, гладким, круглым, белым, пушистым, холодным?».

Всё это способствует развитию связной речи у детей.

У ребенка с каждым днем растет интерес к окружающему его миру. Ему все хочется узнать, услышать ,потрогать, увидеть. Главным средством развития речи у детей младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Во время занятий по развитию речи, нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Нужно, чтобы ребёнок видел своими глазами, слышал своими ушами и то, о чем с ним говорят. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».

Слушайте внимательно ребенка и помогайте ему с ответами.

Во время занятия с детьми используйте противопоставления: Слоник большой, а мышка маленькая. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная…

Разговаривайте с ребенком простыми предложениями, не забывайте про глаголы:

Поезд едет (мчится, стоит).

Солнышко светит (взошло, спряталось, смотрит на нас).

Собачка сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, лает, прыгает).

Рекомендации:

Для развития речи младших дошкольников нельзя переоценивать значение сказок. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь.

Предложите ребёнку для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Очень охотно дети передают сюжеты цирковых представлений, мультфильмов, кукольных спектаклей, когда содержание захватывает их эмоционально..

  Дети любят слушать рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Во время заучивания стихов с малышами можно показать в них каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Повторите все движения вместе с ребенком. Во время координации движений совершенствуется артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Стихи развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Во время рассматривания картинок в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.

Обращайте внимание детей в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя рубашка? А ботинки?» Во время рисования обязательно спрашивайте краской или карандашом какого цвета он рисует.

Старайтесь постепенно вводить в речь детей прилагательные. Используйте в своей речи как можно больше прилагательных, тогда они будут появляться в речи малыша. Подбирайте в речи детей слова с противоположным значением.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро, вы получите самого интересного для себя собеседника!

Театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи - развитие диалога у детей. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, ее грамматический строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью понятно и четко изъяснятся.

Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщение. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка и звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка т. к. каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Посредством театрализованной деятельности с детьми достигаются следующие задачи:

• повышается речевая активность, приобретается навык построения диалога.

• развиваются речевые контакты ребенка с взрослыми и детьми.

• формируется культура речи при ведении диалога, умение слушать других людей.

Театрализованная деятельность с детьми осуществляется следующими формами работы:

• Поиск выразительных средств

• Игровые движения

• Работа над моторикой рук

• Выразительное чтение

• Мимика • Чистоговорки

• Подвижные, речевые игры с персонажами сказок

• Рассказ с инсценировкой

(прочтение сказки взрослым, подсказывание нужных реплик детьми, непосредственно инсценировка).

В домашней среде театрализованная деятельность реализуется, в том числе, через семейные спектакли, совместные драматизации любимых сказок.

Поэтому очень важно участие каждого из родителей, членов семьи в обеспечении вовлечения ребенка в театрализованную деятельность

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94