«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать
— вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимаются не только в детском саду, но и в семье, овладение ребёнком речью идёт успешнее.
Есть много упражнений и игр по развитию речи у детей, которые можно использовать для занятий, по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
У большинства детей до двух лет отсутствует фразовая речь, поэтому некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет почти все малыши начинают говорить. К концу второго года жизни словарь ребенка составляет около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этом возрасте появляются в речи ребёнка предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Дети любят имитировать голоса животных и это качество можно использовать в обучении.
Постепенно вводите в его словарь названия не только предметов, но и их частей и деталей.
«Вот автобус, а что у него есть?» — «Колеса, руль, сиденья, дверцы, мотор.»;
«А что есть у комнатного растения?» — «Корень, стебель , листья, цветок.».
Во время рассматривания предмета вместе с ребенком задавайте ему самые разнообразные вопросы:
«Зачем нужен, какого цвета?
Что бывает твердым, гладким, круглым, белым, пушистым, холодным?».
Всё это способствует развитию связной речи у детей.
У ребенка с каждым днем растет интерес к окружающему его миру. Ему все хочется узнать, услышать ,потрогать, увидеть. Главным средством развития речи у детей младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Во время занятий по развитию речи, нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Нужно, чтобы ребёнок видел своими глазами, слышал своими ушами и то, о чем с ним говорят. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.
Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».
Слушайте внимательно ребенка и помогайте ему с ответами.
Во время занятия с детьми используйте противопоставления: Слоник большой, а мышка маленькая. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная…
Разговаривайте с ребенком простыми предложениями, не забывайте про глаголы:
Поезд едет (мчится, стоит).
Солнышко светит (взошло, спряталось, смотрит на нас).
Собачка сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, лает, прыгает).
Рекомендации:
Для развития речи младших дошкольников нельзя переоценивать значение сказок. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь.
Предложите ребёнку для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Очень охотно дети передают сюжеты цирковых представлений, мультфильмов, кукольных спектаклей, когда содержание захватывает их эмоционально..
Дети любят слушать рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Во время заучивания стихов с малышами можно показать в них каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Повторите все движения вместе с ребенком. Во время координации движений совершенствуется артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Стихи развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Во время рассматривания картинок в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.
Обращайте внимание детей в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя рубашка? А ботинки?» Во время рисования обязательно спрашивайте краской или карандашом какого цвета он рисует.
Старайтесь постепенно вводить в речь детей прилагательные. Используйте в своей речи как можно больше прилагательных, тогда они будут появляться в речи малыша. Подбирайте в речи детей слова с противоположным значением.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро, вы получите самого интересного для себя собеседника!
Театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи - развитие диалога у детей. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, ее грамматический строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью понятно и четко изъяснятся.
Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщение. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка и звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка т. к. каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Посредством театрализованной деятельности с детьми достигаются следующие задачи:
• повышается речевая активность, приобретается навык построения диалога.
• развиваются речевые контакты ребенка с взрослыми и детьми.
• формируется культура речи при ведении диалога, умение слушать других людей.
Театрализованная деятельность с детьми осуществляется следующими формами работы:
• Поиск выразительных средств
• Игровые движения
• Работа над моторикой рук
• Выразительное чтение
• Мимика • Чистоговорки
• Подвижные, речевые игры с персонажами сказок
• Рассказ с инсценировкой
(прочтение сказки взрослым, подсказывание нужных реплик детьми, непосредственно инсценировка).
В домашней среде театрализованная деятельность реализуется, в том числе, через семейные спектакли, совместные драматизации любимых сказок.
Поэтому очень важно участие каждого из родителей, членов семьи в обеспечении вовлечения ребенка в театрализованную деятельность