Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В.А. Сухомлинский

        Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

        Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

        ЦЕЛЬ нашей работы:  Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно: 

Обучающие задачи:    

- сказка позволяет формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Особенности сказки как воспитательного источника

        Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

        Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

        В сказке присутствует яркая образность.  Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

        Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир  и не только умом, но и   сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

        Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

        Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который положительно влияет на весь процесс обучения. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.

        «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

        Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

        Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок,  которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок:  для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

        Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

        Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

        Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.

        Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

        Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.

        Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.

        Особенности ознакомления детей со сказкой:

- выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать);

- знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования;

- обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления;

- выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа.

        В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой:  чтение;  рассказывание;  пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения;  настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр  по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).

        Основной формой является чтение сказки. Одним из главных требований к воспитателю  здесь является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность. Но в работе с младшими дошкольниками сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает особый у детей интерес. Воспитатель, рассказывая сказку, может видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно - образную значимость.

        Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.

        При проведении непосредственно образовательной деятельности  в практической части используем различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

        В художественно – продуктивной деятельности, при разыгрывании детьми ключевых сюжетных сцен реализуется деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления,  создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивые позитивные межличностные отношения и нравственные качества личности ребенка.   Обеспечивается не формальное усвоение духовно – нравственных, представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (с семьей и сверстниками).

        Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним.  В течение года мы постоянно готовим и показываем кукольные спектакли по сказкам, выступаем перед родителями и детьми младших групп. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

        От нас зависит, насколько ребенок будет заинтересован и активен. Поэтому мы обязаны найти слова  благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, обучении, добрых и полезных дел.

        Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их  исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи,  язык народа.

        Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, веретено, скарб, изба, пастбище и др., необходимо дать доступное пояснение, обязательно познакомить с их изображением; предложить вспомнить в каких еще сказках используются данные слова и попробовать самим нарисовать данные предметы. В соответствии с этим в нашей группе огромное значение уделяется созданию и постоянному пополнению предметно-развивающей среды, имеется уголок русского быта «Русская изба».

        Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом.  Очень интересно проходят викторины   не только по названиям сказок, но и по репликам героев.

        Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

        Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.

        В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.

        Желание читать и слушать у детей постоянное. Также родители покупают сказки домой, самые интересные потом приносят в детский сад для коллективного чтения.

        Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

-"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества.

-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

-"Каша из топора"

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-"Мужик и медведь"

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

-"Два мороза"

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94