Коммуникативные навыки

Цель второго игрового цикла: научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, понимать эмоциональное состояние.

Задачи:

  • · привлечь внимание детей к сверстникам, их поведению;
  • · научить детей понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, голос (интонацию) и др.;
  • · развивать умение самим использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

Дети часто не замечают эмоционального состояния другого человека. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. Если данная способность не формируется в дошкольном возрасте, то и в младшем школьном дети испытывают проблемы в общении со сверстниками. На формирование этой способности направлены многие детские игры.

Игры и игровые упражнения:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» - дети делятся на две команды, по очереди одна команда загадывает другой, молча показывая любые действия, те отгадывают.

«Грибник и грибы» - водящий-грибник по мимике и позе игроков должен распознать, какой гриб съедобный, а какой несъедобный.

«Зеркало» - игроки как можно точнее повторяют движения за водящим.

«Договорись глазами» - игроки располагаются по периметру комнаты. Они молча, подмигивая друг другу, ищут пару и меняются местами.

«Узнай настроение по пиктограмме (назови)» - дети подбирают заданное настроение (на карточках).

Найди грустного, весёлого, сердитого… человечка. Каждому ребёнку дают зеркало и предлагают внимательно посмотреть в него и найти весёлого, грустного, удивлённого, сердитого, спокойного, испуганного человечка. Необходимо добиваться правильных мимических движений, участия не только рта, глаз, но и бровей.

Доскажи: «Я сержусь, когда …»; «Когда меня ругают, я …».

Скажи фразу (весёлым, сердитым, грустным … голосом).

Пойми меня (расшифровать жесты).

Цель третьего игрового цикла: овладение детьми высшей формой игровой деятельности – подвижными играми с правилами.

Прежде чем обозначить задачи третьего цикла, необходимо отметить, что большинство подвижных игр с правилами предполагают умение ребёнка учитывать позицию сверстника, элемент соревнования, проигрыш или выигрыш одного или нескольких игроков. Любой проигрыш вызывает переживание ребёнком собственной неудачи, которое усиливается тем, что ситуация неуспеха переживается на фоне успешности других игроков. Если предложить такого рода игры детям, не имеющим внутренней эмоциональной устойчивости, опыта саморегуляции негативных эмоциональных состояний, то результаты, полученные после первых двух этапов работы, быстро исчезнут.

Задачи:

  • · сформировать у детей эмоционально-волевую саморегуляцию поведения (умение преодолевать себя) на основе выполнения правил в игре;
  • · научить детей осознавать собственные негативные эмоции и освобождаться от негативных эмоциональных состояний;
  • · изменить отношение детей к ситуации проигрыша, овладеть способами самоподдержки.

Достичь этого можно только на пике интереса и потребности детей в общении со сверстниками, которые возникают и реализуются в подвижных играх с правилами. Данный цикл работы является эмоционально насыщенным и требует большой осторожности, терпения и такта со стороны взрослого, который должен помочь ребёнку справиться с собственными негативными переживаниями, научиться проигрывать достойно. Актуальной остаётся поддержка ребёнком себя и сверстника. Учимся любую ситуацию воспринимать с разных точек зрения, находить способы самоподдержки, получать удовлетворение от преодоления себя, роста собственных возможностей.

Игры и игровые упражнения:

«Займи стул» - стульев на один меньше, чем игроков. Дети идут друг за другом. По сигналу взрослого они должны занять стулья. Тот, кому не досталось свободного места, - проиграл. Достойно проиграть, значит не обидеться, не заплакать, не проявить физической агрессии в сторону других и не бросить игру.

Беседа «Что я чувствую, когда выигрываю? Проигрываю?»

«Придумай, как себя поддержать» - в случае проигрыша каждый человек может сказать себе слова поддержки. Какие слова ты скажешь себе?

«Что плохого, что хорошего» - игроки с разных точек зрения оценивают ситуации, кажущиеся однозначными.

«Тише едешь, дальше будешь» - водящий, повернувшись спиной к игрокам, произносит слова «тише едешь, дальше будешь», в это время игроки бегут в его сторону. По сигналу «стоп» игроки должны остановиться и замереть. Водящий поворачивается и проверяет, как дети выполняют его команду. Нарушителей отправляет назад. Тот из игроков, кто первым доберётся до водящего и дотронется до него, считается победителем.

На данном этапе можно использовать подвижные игры: «Запретное движение», «Чай, чай, выручай», «Да» и «Нет» не говорите», «Платочек», «Колечко, колечко», «Хитрая лиса».

«Найди и промолчи» - игрокам показывают предмет, а затем прячут его на видном месте. Задача – найти спрятанный предмет и молча, не обнаруживая своего эмоционального состояния, подойти к водящему и объяснить, где находка.

«Расставь посты» - все игроки – «солдаты» следуют за водящим – «командиром». По хлопку водящего последний игрок замирает по стойке смирно и удерживает такое положение до конца игры.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94