Игры которые лечат

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

(младший, средний возраст)

«Вся жизнь - игра...» Игра начинается с началом жизни человека. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние и личностные качества. Игра детей самоценна. Это и развлечение, и обучение, и развитие навыков обще­ния, и оздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.

Игра – это один из лучших антистрессовых приемов. Она позволяет ре­бенку раскрепоститься, рассла­биться.

Бывали у Вас такие ситуации, когда, забрав малыша из детского сада, Вы не могли узнать своего ребёнка: он носился по квартире как метеор, скакал по диванам и кроватям, кричал, в общем, стал совсем неуправляемым … «Как подменили ребенка! — сокрушаются родители. — Надо будет поговорить с воспитателем!». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Попробуйте провести несколько ча­сов в большой шумной компании, — и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится го­лова, начнет копиться раздраже­ние. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, по­этому к вечеру бурлящее напряже­ние готово вырваться вместе со сле­зами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять днев­ной стресс? К сожалению, волшеб­ного средства — одного для всех — не существует. Всегда нужно учи­тывать индивидуальные особеннос­ти маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно по­наблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «навер­стывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще боль­ше возбудился. Если днем ваш ребенок — «тихо­ня», а вечером — «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход энергии игра «Рвакля».

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, де­лать с ней все, что заблагорассудит­ся, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться пры­гать на куче бумажек — они отлич­но пружинят.

Если же ребенок и в садике — «ураган», и дома никак не может ос­тановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энер­гию «в мирное русло». Хорошо зара­нее распланировать вечер так, что­бы ребенок постепенно освобождал­ся от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с по­степенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.

Одной из таких игр является «Грибник».

Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на неболь­шом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный ком­плекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все пред­меты — «грибы» — в корзину. Со­бранные «грибы» можно сортиро­вать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно при­крепить записку с дальнейшим пла­ном вечера: «Давай почитаем?» или «Поможешь мне на кухне?».

Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям — почитать, потанцевать. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним — это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, об­судить события дня.

  • · Можно предложить совместное чтение книг, сочинение сказок. Например, если герой приду­манных сказок «приходит в гости» каждый вечер, родители с детьми могут даже вместе рисовать и записывать сочиненные ими истории. Таким образом, получится целая книга.
    • · Кроме чтения и сочинения сказок и историй можно исполь­зовать

спокойные игры, в процессе которых не произойдет эмо­ционального перевозбуждения ребенка. Например, можно поиграть в игру «Светлые мысли».

Лягте рядом с ребенком, оба закройте глаза, може­те при этом тихонько разговаривать друг с другом. По­пробуйте оба представить, что вы лежите в тени дерева в теплый день. Сделайте глубокий вдох, представьте, что вы вдыхаете тепло и тишину. А затем выдохните наружу печальные и тревожащие мысли. Продолжай­те вдыхать счастливые легкие мысли и выдыхать не­приятные, пока не наполнитесь любовью и счастьем.

  • · Почти всем детям хорошо помо­гают справиться с дневным напря­жением игры в воде.

Наберите в ванну немного теплой воды, поло­жите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздраже­ние, напряжение — уйдет, «стечет» с малыша. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик). ИГРА «ВОДЯНЫЕ СТРУЙКИ» В пробке пластиковой бутылки проделать не­сколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из нее водой на стенку, делать с помо­щью струи разные узоры: домик, шарик. Снача­ла «рисует» взрослый, а ребенок отгадывает, а потом наоборот.

  • · Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж. Мягкий,

ласковый массаж поможет возбужденно­му ребенку успокоиться и заснуть. Особенно, если при этом ему еще и напевают песенку или рассказывают сказку.

Если малыш слишком возбужден, массаж лучше начать со ступней. Предложите ему закрыть глаза и расслабиться. Постепенно массируйте ножки ребен­ка все выше и выше до полного расслабления мышц, а затем то же самое проделайте с его ручками. Потом попросите его расслабить плечи и помассируйте их тоже. После этого перейдите к шее и, наконец, к го­лове.

Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», во­семь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

  • · Создать атмосферу покоя и рас­слабления помогают и легкие, едва уловимые запахи.

Для этого в арома-лампу добавляется всего одна-две капли масла, например манда­ринового. Теплый цитрусовый аро­мат хорошо освежает воздух, успо­каивает, снимает нервное напря­жение. Отлично снимает стресс запах мяты, — он хорошо осве­жает и бодрит. Но не стоит ис­пользовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не ре­шаетесь использо­вать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, — это поможет малышу спать спокойнее.

  • · Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.
  • · Попробуйте исключить телеви­зор из вечерних развлечений малы­ша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на устав­ший мозг.

Исключение можно сде­лать для «Спокойной ночи, малы­ши!», — эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», во­семь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


ИГРЫ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ

(старший дошкольный возраст)

Наверное, ни для кого не секрет, что к моменту поступления в школу у будущего первоклассника уже должна сложиться много­гранная самооценка. В противном случае построить взаимоот­ношения с учителями и сверстниками ему будет гораздо сложнее. Важное значение для формирования самооценки ребенка имеет игра. В ней он начинает видеть свои «высоты», понимает, как их достичь.

У ма­лыша, который играет достаточно много, самооценка, как правило, впол­не адекватна. Если с ребенком играют мало или ему часто уступают (так обычно ведут себя взрослые), самооценка чаще всего завышена. Оче­видно, что у того, кто привык проигрывать, самооценка низка.

При этом важно, чтобы игра повторялась. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок начинает видеть свои растущие возмож­ности, свое продвижение по определенному игровому маршруту. Дости­гая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремится к самосовер­шенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но в первую очередь, конечно, у сверстников.

А теперь о том, какие игры, несомненно, полезны вашим детям.

С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Неза­служенно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша - научат соблюдать очередность; случай­ность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.

Любимая игра нашего детства «Мор­ской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме боль­шое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои дейст­вия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно уве­личивая «флотилию».

Развитию памяти, внимания и быстроты реакции пос­лужит и лото - старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, деду­шек, младших и старших братьев и сестер.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигры­вать могут только родители. Ваша задача - сделать это тактич­но и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.

Мы полагаем, что эти советы, ока­жутся полезными для многих родителей:

  • · ежедневно выделять время для игр с ребенком. Иног­да достаточно 15-20

минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

  • · игры должны быть повторяющимися. Ребенок должен видеть, чему он

научился, и понимать, чему он еще только учится.

  • · в игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен

научиться бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее.

Дело в том, что у ребенка ежедневно накапливается определенный уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит ее сброс. Важно только соотносить вызов и возможности ребенка. И еще нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ре­бенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, по­чему он проиграл.

  • · не играйте во что попало, лишь бы поиграть. Пусть пос­тепенно ваши игры

все более и более усложняются. Например, сначала на­учите ребенка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых по­рах по облегченному варианту, а потом по обычному) и т. д.

  • · создайте свою домашнюю систему игр с ребенком. Распре­делите игры

между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьей.

И помните: ваши систематические игровые занятия с ребенком - это дол­госрочная инвестиция в его будущее. И окупится она сполна. Ни один репе­титор не сможет дать ребенку столько, сколько даст семья, заинтересованная его перспективами на будущее.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ

Эти игры предназначены для профилактики утомления, вы­званного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Организация этих игр не требует специальных площадей и оборудова­ния. Играть в них можно в любом составе - вдвоем и в небольшой команде. Они очень хороши для семейных выездов на природу. Длительность игр за­висит от содержания и может варьироваться от одной до двух минут (общая продолжительность - не более шести минут). Возрастных ограничений нет.

  • · Игра «Скачки».

Ребенку предлагается встать прямо, ноги поставить на ши­рине плеч. Затем наклониться и упереться руками в пол. Ноги и руки при этом должны оставаться прямыми. Вам нужно объявить начало скачек и са­мому принять такую же позу. Сначала лошадки идут шагом на месте в тече­ние 15-20 секунд.

Следует поощрить ребенка и сказать ему, что ходьба ша­гом на месте у его лошадки получается очень хорошо. Теперь наши лошад­ки пускаются вскачь! Они бегут резво, подпрыгивают как можно выше и рит­мичнее. Скачки продолжаются в течение одной минуты. В заключение нуж­но отметить успехи малыша.

Эта игра полезна не только детям, но и взрослым. Поэтому будет неплохо, если в скачках примет учас­тие вся семья. Самым резвым скакунам можно вручить забавные призы: пряник-подкову, овсяное печенье, морковку и т. п.

  • · Игра «Шарик».

Нужно встать друг против друга и перекидывать друг другу

надувной шарик. При этом нельзя двигаться с места и отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места или потерял шарик, - проиграл.

  • · Игра «Смотаем клубок» развивает координа­цию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме.

У каждого участника игры должно быть четыре-пять цветных шерстяных (но не очень толстых) нитей, каждая длиной 2 метра. Задача: смотать плотный клу­бочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а потом левой. Контрольное вре­мя: для ведущей руки - 20 секунд, для другой - 25 секунд. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длин­ные нити.

Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать ко­тенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.

  • · Игра «Замри!» тренирует статическое равнове­сие, которое является важным показателем нервно-психического развития.

Чтобы играть было интересней, можно представить себя, например, Винни-Пу­хом в окружении раздосадованных пчел. «Когда ты лезешь за медом, главное, чтобы пчелы тебя не заметили», значит, Винни-Пуху нужно неподвижно заме­реть в определенной позе.

Смещение позиции, качание, балансирование руками во всех вариантах го­ворят о том, что тест не пройден. Будет неплохо, если вы заведете дневник до­стижений ребенка. Для этого возьмите обычную бумажную ленту, такую, какой, например, оклеивают окна, и сделайте на ней разметки по числу секунд. Каж­дый раз отмечайте на ленте результат ребенка. Пусть он видит рост своих до­стижений.

Вариант 1 (для детей 4 лет). Встать прямо. Ступни ног расположить по од­ной прямой

(пятка правой нога приставлена к носку левой), глаза закрыть, руки опустить вдоль туловища. Взрослый размеренно считает вслух до 10. Задание не выполнено, если ребенок качнется, схватится рукой за опору, сместит ноги с первоначальной позиции. Если у малыша начнет получаться, то предложите ему постоять так 15-20 секунд.

Вариант 2 «Аист» (для детей 5 лет). Нужно с закрытыми глазами (руки опущены вдоль туловища) простоять на правой ноге 10 секунд, затем передохнуть се­кунд 20 и постоять 10 секунд на левой ноге.

Вариант 3 (для детей 6лет). Встать на правую ногу, левую ногу развернуть под углом 90° и прижать ее к колену правой ноги. Глаза закрыть. Так стоять 15 секунд. Затем поменять ноги.

Вариант 4 (для детей 7 лет). Присесть на носочках, вытянуть руки вперед, глаза закрыть и находиться в таком положении 15 секунд.

  • · Упражнение «Скачи по ровненькой дорожке на одной ножке» тренирует динамическое равновесие, которое также является показате­лем психомоторного развития ребенка.

Ребенку нужно на одной ноге пропрыгать пять метров, стараясь двигаться по прямой. Ориентиров быть не должно, а вам следует оставаться за его спи­ной. Отклонение в 50 см от воображаемой прямой в ту или иную сторону не допускается.

Если упражнения ребенку не удаются, то постарайтесь чаще бывать с ним на спортивной площадке, бегать, да и вообще больше двигаться. А если, например, малыш четырех лет выполняет задание, рассчитанное на пя­тилетнего, то порадуйтесь за него и за себя.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ИГРЫ РАНО ПОУТРУ

Порой от того, как началось утро, зависит, какое настроение будет у ребенка и у родителей в течение всего дня. Лучше всего сразу после пробуждения ребенка сделать ему легкий массаж, сопровождая прикосновения стихотворным текстом. Можно поговорить с ребенком о планах на предстоящий день, чтобы он был готов к тому, что его ожидает. Для того чтобы у ребенка появилось хорошее настроение, утро можно начать с интересной и в то же время полезной игры.

Игра «Идёт бычок»

Взрослый рассказывает стихотворение, па­раллельно выполняя элементы массажа и физи­ческие упражнения. Ребенок повторяет слова за взрослым.

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу

«Ой, доска качается,

Сейчас я упаду!»

Взрослый слегка раскачивает ребенка, лежащего на кровати, из стороны в сторону.

Взрослый показывает, а ребенок повторяет за ним любое упражнение на развитие дыхания.

Взрослый, за руки приподнимая ребенка до положения «сидя», имитирует затем «падение»: ребенок вновь ложится на кровать.

Взрослый помогает ребенку встать с кровати на пол.

Игра «Будилочка»

Прозвенел будильник: «Дзинь!» -

Выспались ребятки,

Мы потянемся вот так

На своей кроватке.

Повернемся на бочок,

Съежившись пружинкой,

И растянемся опять

Легкою пушинкой.

А потом — другой бочок

Повернем мы к стенке,

Сжав под щечкой кулачок,

Подтянув коленки...

Полежим еще чуть-чуть

Мягким колобочком,

Солнышку подставив нос,

Сдобненькие щечки.

Вот и всё, с кроватки встать

Нам совсем не трудно.

Улыбнись скорей, сынок,

Милый, с добрым утром.

Для девочки: Улыбнись скорее нам,

Дочка, с добрым утром!

(Можно на слово «Дзинь» осторожно задеть пальцем кончик носа)

(Ребёнок тянется. Взрослый может погладить его ручки, животик, ножки)

(Ребёнок поворачивается на бочок, сжавшись в комочек)

(Ребенок ложится на спинку, расслабившись)

(Ребёнок ложится на другой бок)

(Ребёнок кладёт ручки под щёчку, сжимает кулачки, подтягивает коленки к животу)

(Ребёнок ложится на спинку, расслабляется)

(Ребёнок, улыбаясь, подставляет солнышко попеременно нос, обе щёчки)

(Взрослый помогает ребенку подняться с кровати, поглаживает ему спинку)

(Взрослый обнимает, целует ребенка.)

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94