Адаптация

Адаптация

С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням …).

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям , является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу).

Фазы адаптационного процесса:

  • · Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем

1 месяц).

  • · Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребёнка,

т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами

( длится 3 – 5 месяцев).

  • · Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Причины тяжёлой адаптации к условиям детского сада:

ü Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

ü Наличие у ребёнка своеобразных привычек.

ü Неумение занять себя игрушкой.

ü Несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков.

ü Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в д/с. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в д/саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации:

  1. По возможности расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
  3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в детский сад.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

  • · Самостоятельно садиться на стул;
  • · Самостоятельно пить из чашки;
  • · Пользоваться ложкой;
  • · Активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательными и доступны. Тон, которым сообщается требование выбирайте дружественно – разъяснительный, а не повелительный.

Если ребёнок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: «Мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно …».

Необходимо соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.

Важно также постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения. Необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Скорее всего ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: «Я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой …». Обнимайте ребёнка как можно чаще! Главное условие уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность, повторяемость его жизни, то есть чёткое соблюдение режима дня.

Желаем успехов!

Благодарим за сотрудничество!

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94