Адаптация 2
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы продолжаем наше заочное общение.
Предлагаю Вашему вниманию материал для родителей вновь поступивших в дошкольное учреждение детей.
Прогноз возможной степени адаптации ребёнка.
- Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит, смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается, инициативен в контакте, просит помощь если необходимо. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы - заместители, настроение бодрое, либо спокойное. Ребенок адекватно реагирует на замечания и поощрения, корректируя свое поведение. Умеет играть рядом с детьми и вместе. Родители хорошо чувствуют настроение ребенка, они уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю. Отстаивают свой взгляд, проявляют в общении инициативу.
- Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт постепенно, наблюдая за действиями воспитателя. Речь развита в пределах нормы, либо ниже. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать его, делая замечания. Родители, как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывания своей точки зрения.
- Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Ребенок переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может играть, выглядит тревожным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. К замечаниям, похвале остается безучастным. В такой ситуации родители проявляют себя тревожно.
- Очень тяжелая адаптация. С ребенком, во время первой встречи не удается установить контакт. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателем, демонстрируют свою сверх компетентность по всем вопросам.
Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.
СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.
ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!
СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?
- Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
- Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
- По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
- Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
- Разрешите ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
- В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
- Не отучайте ребёнка от вредных привычек а адаптационный период (сосание соски, качание).
- Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра.
11. Будьте терпимее к его капризам.
12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
13. Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
14. Не скупитесь на похвалу.
15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!
Совместные игры для взрослых и детей
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений со взрослым — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Возможно, вы найдете другие, еще более интересные.
ЗАЙКА
Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод,
(Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет.
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки,
(Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал.
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры — легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю,
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три.
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились — ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Раз, два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь, я иду искать!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!