Занятие по развитию речи для старшего возраста "История Нижнего Новгорода"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«История Нижнего Новгорода».
Цель. Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи. Познакомить детей с родным городом, с историей основания Нижнего Новгорода. Познакомить детей с легендой о Дятловых горах. Расширять и активизировать словарь детей, слова – определения. Упражнять в употреблении простых предложений. Воспитывать чувство уважения к далёким предкам и бережное отношение к историческому прошлому города.
Материалы: презентация о Нижнем Новгороде, мнемотаблица.
Словарная работа: легенда, Дятловы горы, предки, древний, основатель, князь, Георгий Всеволодович.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций города Нижнего Новгорода, беседы о городе, слушание стихов, песен о Нижнем Новгороде, оформление фотовыставки «Я и мой город».
Ход занятия
1ч. Дети стоят в кругу.
Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня в садик? С хорошим, радостным, веселым. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети вкруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Молодцы, надеюсь, вы зарядились хорошим настроением на весь день (садитесь).
-Ребята, сколько вам лет?
-А сколько лет вашей маме? (папе, бабушке, дедушке?)
-У всех людей разный возраст.
-Как вы думаете, если ли возраст у городов или всем одинаковое количество лет?
-Кто знает, сколько лет Нижнему Новгороду?
-Нашему родному городу в этом году исполняется 800 лет, у него будет юбилей.
-Наш Нижний Новгород очень древний - это значит, что он возник очень, очень давно. Он был заложен великим князем Георгием Всеволодовичем в 1221 году.
-Посмотрите, как у нас красиво!
(показ презентации с фотографиями видов Нижнего Новгорода)
- Дети, а вы любите свой город? Давайте скажем красивые слова о нашем городе.
Д/и «Назови красивые слова о городе».
( родной, уютный, любимый, красивый, тихий, шумный, зеленый, чистый, зимний, солнечный, многолюдный, спортивный, современный, гостеприимный).
-Ребята, а как называют жителей Нижнего Новгорода? (нижегородцы)
-Значит, и вы нижегородцы.
2ч. -Хотите познакомиться с легендами и преданиями о Нижнем Новгороде?
- А что такое легенда? (рассказ о выдающемся событии или поступке человека, которое воспринимается как достоверное).
В те давние времена ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живём. А были не большие деревянные домики по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне. Они жили на слиянии рек Оки и Волги и было это место сказочное по красоте – Дятловы горы.
Дятловы горы – это высокие холмы, когда-то покрытые дремучими лесами. На них и был построен наш город. Почему же Дятловы горы так назвали? Об этом нам расскажет легенда.
- Давным-давно, когда город строили, звонко стучали топоры, а ещё громче на деревьях стучали дятлы, как будто спорили с людьми, кто трудолюбивее и веселее. Восхищались строители, как такая маленькая птичка спорит с человеком! И уважительно назвали горы Дятловыми.
- Так рассказывает легенда, которую сочинили люди. А учёные объясняют название Дятловых гор так – в этих лесах было много дятлов.
(показ фотографий с видами Дятловых гор)
3ч.Физминутка«Мой город»
Мы по городу шагаем
(дети маршируют на месте)
Много видим, называем
(повороты головы налево, направо)
Светофоры и машины
(руки вперёд, в стороны)
Ярмарки и магазины
(руки вверх, вниз)
Скверы, улицы, мосты
(повороты туловища влево, вправо)
И деревья и кусты
(потянулись на носочках, присели)
4ч. - Ребята, а сейчас мы с вами давайте расскажем о нашем городе, что вы о нем нового узнали.
План рассказа.
- Где вы живете?
- На каких горах стоит Нижний Новгород?
- Сколько ему лет?
- Кто основал наш город?
- Какой наш город?
- Как вы любите свой город?
Образец рассказа.
Я живу в городе Нижнем Новгороде. Он стоит на дятловых горах. Мой город очень древний, ему 800лет. Наш город основал князь Георгий Всеволодович. Мой город очень красивый, современный, многолюдный. Я очень люблю свой город.
5ч.Итог
- Дети, вы родились и живёте в Нижнем Новгороде, вы – нижегородцы, вы – новое поколение, вы – частица родины – России, вы – хозяева Родины. Каждый из вас должен знать историю своего города, своей семьи и гордится, что вы живёте в такой замечательной стране, где помнят и чтят героев. Вы – наше будущее, не забывайте про прошлое!