Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года?
Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года?
Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.
Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.
Двигательные навыки
Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:
- умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
- старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
- стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
- становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
- умеет ходить на цыпочках;
- одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.
Мелкая моторика
От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:
- раскрашивает картинки, не выходя за контур;
- старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
- обводит карандашом образцы, трафареты;
- запускает юлу;
- складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
- сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
- нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
- достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.
Речь ребёнка в 4 года
Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.
В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.
Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.
Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.
Социализация: общение, эмоции
В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.
В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.
Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:
- знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
- концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
- знает и называет не меньше семи цветов;
- запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
- различает и называет времена года и времена суток.
У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.
Окружающий мир
Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:
- названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
- названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
- особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
- названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
- как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.
Математика
Знания четырёхлетки в области элементарной математики:
- различает понятия «много» и «мало»;
- знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- различает правую и левую сторону;
- ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
- сравнивает размеры разных предметов.
Рисование
В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:
- аккуратно раскрашивать раскраски;
- использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
- схематично изображать людей, животных, растения.
Конструирование
В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:
- сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
- умеют аккуратно вырезать ножницами;
- учатся работать с природными материалами.
Навыки в быту
Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.
В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:
- заправлять кровать;
- уносить грязные вещи в стирку;
- следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.