«Театрализованная деятельность - средство формирования речевой культуры и развития творческих способностей старших дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР-детского сада №332 «Березка»
Сыропятова М.Ю.
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:
- речевое развитие детей включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в т.ч. словесного), стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Цель работы: способствовать развитию образности и выразительности речи, а также творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Свою работу мы начали с изучения программно-методического материала по театрализованной деятельности: Т.Н.Карамаренко, Ю.Г. Карамаренко «Кукольный театр- дошкольникам» (практический материал по изготовлению декораций, подбор обработанных сказок для детских постановок), Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» (этюдный тренаж для детей старшей группы), работы Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» (планирование и конспекты занятий по театрализованной деятельности), Л.Г.Миланович «Театр-Творчество-Дети» (календарное планирование, подробное описание занятий, практический материал по развитию речи, эмоций, воображения). Взяв за основу эти методики, согласно возрастным особенностям детей, мы составили ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя знакомство с театральными профессиями, с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитывали:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:
- Настольный театр
- Театр резиновой игрушки
- Театр мягкой игрушки
- Театр масок
- Пальчиковый театр
- Теневой театр
- Театр варежка
- Театр бибабо
- Театр картинок ( фланелеграф)
- Театр ложек
- Элементы декорации
Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.
В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки – маски. В зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, кусочки ткани, которые позволяют детям моделировать, экспериментировать, добавлять элементы в костюмы.
Работу по театрализованной деятельности включали: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты и во взаимодействие с родителями и специалистами.
Непосредственно организованная деятельность «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» проводится в группе 2 раза в неделю в утреннее время. Поэтому театрализованной деятельностью мы занимаемся в утреннее и вечернее время.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Больше всего дети нашей группы любят разыгрывать русские народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Проработав много литературы, мы остановились на интересных находках таких авторов, как Т.В.Большева, Л.Е.Белоусова, Т.Б.Полянская. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем развитие речи с использованием мнемотехники (мнемоники) - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Подготовив необходимые материалы, изучив литературу, мы окунулись в интересный мир сказки. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном, творческом процессе работы над произведением. В начале мы научили детей понимать мнемодорожки - это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Поскольку она в начале незнакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которая вложена в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Для детей старшего дошкольного возраста схемы рисовали в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное
..... Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Преобразование из абстрактных символов в образы.
3.Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание сказки – память и мышление.
Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Любую организованную деятельность мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива.
Большое место отводим формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого проводим такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и другие. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал ежедневно используется нами при организации сюжетно-ролевых игр.
Мы не только знакомим детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараемся не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараемся не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену».
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Для снятия мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности мы предлагали детям:
- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:
- Солёный чай.
- Ем лимон.
- Сердитый дедушка.
- Лампочка потухла, зажглась.
- Грязная бумажка.
- Тепло – холодно.
- Рассердились на драчуна.
- Обиделись.
- Мне грустно.
Использовали пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности мы использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).
Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.
В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:
- « Как правильно разучивать стихи?»
- «Театр в жизни вашего ребенка.»
- « Как организовать домашний театр?»
- «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
- « Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах. Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров. Была организована фото выставка на тему: « Театр в жизни вашего ребенка». Вместе с родителями организовывали выходы в кукольный театр, цирк. Родители участвовали в проектной деятельности, создавали презентации из опыта семейного воспитания.
Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
Мы считаем, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень готовности наших детей к школе.