Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Главная / ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ / Методическая копилка / Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Парахина Д.С.

Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит значительный скачок в развитии таких психических процессов как речь, восприятие, память.

Поэтому тема моей работы стала «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы. 

Цель: Развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Знакомить детей с малыми фольклорными  формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.
  • Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.
  • Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

На родительском собрании, родителей заинтересовал вопрос развития речи и речевых проблем детей группы раннего возраста. Мы совместно обсуждали эти проблемы и искали пути решения. Одним из методов развития речи большинство родителей выделили театрализованную деятельность.

Проанализировав ситуацию, В начале года я проведена диагностика воспитанников речевого развития по Н.В.Верещагиной. 

Анализируя результаты диагностики, я пришла к выводу, что у большинства детей низкий уровень по данному направлению. Ребята не Сопровождают речью игровые и бытовые действия. У них не богатый запас слов, не  могут рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта, плохо развиты навыки связной речи и звукопроизношения, отсутствуют коммуникативные навыки. Ребенок не проявляет заметного интереса к театрализованной деятельности и персонажам из  сказок.

Далее я Проанализировала условия развивающий предметно – пространственной среды моей группы, а также условия для развития и проведения театрализованной игры: определение место для игры, пересмотрела оснащение театрализованных игр – подобрала разнообразные театрализованные игрушки, обновила декорации и атрибуты. Изучила методическую литературу по данному вопросу. Для решения поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений.

Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.

Содержание занятий являлось не только знакомством с текстом  какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребѐнка. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребѐнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Проводила с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.

Так же вела индивидуальную работу с детьми, для которых она была необходима. Индивидуальная работа построена на играх с дидактическими пособиями, с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогли детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. Так же проигровали с ребятами сюжеты уже знакомых им сказок.  Учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра.

Индивидуальная работа не обошлась без правильных произношений звуков, слов и ведения ролевого деалога.Тут мне помогали картинки с изображением животных или каких либо действий и конечно же персонажи из русских народных сказок. 

Поскольку большое значение для развития  ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению, я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию.

В театральном уголке есть пальчиковый театр; настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо.  Ну и конечно же ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.

Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Элементы театрализованной деятельности включаю во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.

После реализации поставленных задач мною проведена повторная речевая диагностика. Результаты диагностики перед вами на экране. Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к выводу:

Театрализованная деятельность позволяла преодолеть природную стеснительность ребенка, развивая, таким образом, речевое общение не только с взрослым, но и со сверстниками.

Повысился интерес к театрализованным играм. Малыши с удовольствием принимают участие в театрализованной деятельности. Театрализованные игры помогли детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение.

Для того, чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их разностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду, но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом.

Так же я проводила работу с родителями, без этого трудно достичь высоких результатов. В родительском уголке я  разместила консультации, рекомендации по использованию театрализованных игр на развитие всех компонентов устной речи. Я обращала внимание родителей на то, что театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей, и она одна из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.

В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94