Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитатель: Жамалова Ирина Геннадьевна
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
На мой взгляд, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, смелость, доброта и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.
Я стараюсь научить ребенка через театрализованную деятельность решать многие проблемные ситуации посредством вживания в образ какого-либо персонажа, помочь преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Согласно возрастным особенностям детей, составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя знакомство с театральными профессиями, с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но, если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
При отборе материала я в первую очередь учитываю возрастные и индивидуальные возможности детей. Веду подбор высокохудожественного материала для использования его на музыкальных занятиях, в свободное от занятий время, на дополнительных занятиях по театрализации. Предпочтение отдаю небольшим программным пьесам, ярким интонационно, с преобладанием изобразительных моментов, но в то же время предлагаю детям и достаточно сложные произведения с участием взрослых.
Стараюсь на занятиях предложить детям разнообразные задания. Например, инсценировать песенку, придумать для нее новое название, показать песенку мимикой лица, подобрать к ней стихотворение, придумать танец. Начиная с младших групп, я даю детям творческие задания в различных видах музыкальной деятельности. Основным средством обучения является игра. В средней и старшей группах использую различные упражнения. Задания предлагаю с постепенным усложнением, так в начале дети импровизируют действие отдельных персонажей (характерные движения), затем они определяют характерные черты нескольких персонажей и передают под музыку их особенности. С этой целью использую специальные сюжетные упражнения, игры, пляски, музыкально-литературные сценарии, инсценировки песен, которые с большим удовольствием исполняют дети.
Большую роль отвожу предметно-пространственной среде как одному из основных средств развития личности ребенка. Она должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Оформление музыкально-театрализованного уголка разнообразно, здесь поместились шапочки и маски сказочных персонажей, различные костюмы, всевозможная бутафория, музыкально-дидактические игры, музыкальное игры, в том числе и фольклорные различные виды театров.