Сказка как способ обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасного поведения
воспитатель
Караванова И.А.
младшая группа
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей. Одно из важных направлений социализации – обучение детей безопасному поведению в окружающей обстановке. Воспитание детей младшего дошкольного возраста стоит на том, что любое правило, которое вы хотите внедрить в сознание малыша, лучше всего передавать с помощью сказки. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Поэтому темой моей работы стала «Сказка как способ обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасного поведения».
Обратимся к истории дошкольного образования. С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”. Детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребёнка страх. Анатолий Иванович Белоусов и Александр Иванович Захаров указывают, что одновременно с появлением пугающих объекта или ситуации у детей возникает устойчивое аффективное напряжение. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста, находит своё отражение в методической литературе и образовательных программах, в том числе и в программах, которые реализует наше дошкольное учреждение – образовательной программой ОУ, написанной на основе программы Вераксы «От рождения до школы» и программой «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева,Р.Б,Стёркина). Задачи, решаемые этими программами, ориентированы в большей степени на старший дошкольный возраст. А ведь именно младший возраст является основой для всего последующего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок знакомиться с окружающим миром, что является основой для познавательного развития, приобретает первые навыки общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Как же подготовить малыша к встрече с реальным, не всегда доброжелательным миром? Озадачившись этой проблемой, я пришла к выводу, что работу в данном направлении целесообразно вести через знакомство детей со сказкой.
Актуальность и востребованность этой проблемы определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования. На современном этапе назрела объективная необходимость более раннего информирования ребёнка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений по основам безопасности жизнедеятельности, накопления ребёнком опыта безопасного поведения. Все мы выросли на старых добрых сказках. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоёв - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Через сказки ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у младших дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-пространственная развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей – вот главная задача. В группе создан «Уголок безопасности», в оснащении которого подобраны и разработаны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности.
Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки. В группе создана библиотека с примерами из знакомых сказок и литературных произведений.
В сказках содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. В процессе инсценировки сказок ребенок должен усвоить, что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужно убегать. Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки я определяю, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражаю свое отношение к поведению тех или иных героев. Я осуждаю их поступки героев или наоборот восхищаюсь. Задаю вопросы - вопрос подчеркивает главное, он заставляет ребенка задумываться. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу малышу, со сказкой можно поиграть. Чтоб от сказок польза была, определены принципы работы со сказками:
Множествен-ность |
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. |
Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе. |
Связь с реальностью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок |
Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Для удобства работы со сказкой в своей группе я, ввела ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение: взявшись за руки в кругу, все смотрят на Колобка; а я произношу слова с приглашением в сказку «Сказка в гости к нам приди, что случилось покажи». И даже видя, что у меня в руках Колобок, дети убирают игрушки и встают в круг, или приносят мне Колобка и просят, чтобы он рассказал нам новую сказку.
В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:
Наименование этапа |
Содержание этапа |
Подготовительный |
Выбор темы, постановка целей, подбор художественного материала, составление вопросов по теме. |
Чтение (рассказывание) сказки |
Обеспечение выразительными средствами передачи текста. |
Размышление над содержанием |
Восстановление событий, через вопросы по содержанию, проблемные вопросы, комментарий событий. |
Подведение итогов |
Нахождение скрытых значений и жизненных уроков вместе с детьми. |
Так как знакомство со сказкой у младших дошкольников начинается в семье и накопление ими эмоционально-чувственного опыта это длительная работа нам потребовалась помощь семьи. Одна из форм работы с родителями наличие у группы странички на официальном сайте ОУ, которая предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни группы, проводимых мероприятиях, новостях, по ОБЖ в частности. Выпуск газеты «Внимание опасность». Рекомендации по охране жизни и здоровья малышей. Так же родители привлекались к участию в наших праздниках, досугах. Была организована фотовыставка на тему: « Опасности дома» из опыта семейного воспитания. Так как программное содержание художественной литературы образовательной программы ОУ уже многим детям знакома, им их читают дома; и не во всех сказках можно найти подходящий жизненный урок, я стала сама составлять сказки – «Сказки – безопаски», такие как «Зайчик и спички», «Осторожно высоко и другие». Была создана картотека «Можно - нельзя», «Опасные предметы», Дидактические игры «Собери дорожный знак», «Мой друг светофор».
Благодаря целенаправленной, постепенно усложняющейся работе со сказками мои воспитанники усвоили важные «сказочные» истины:
-Умей обратиться за помощью.
-Когда дома один – «не выглядывай в окошко», не открывай дверь.
-Не доверяй чужим
-Знают что такое нельзя, и опасно
-Зови на помощь – и помощь придёт.
Именно сказка является наиболее целесообразным и эффективным способом формирования основ безопасного поведения. Дети посредством сказки показали более высокие результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» результаты перед вами. У каждой сказки своя мораль и не одна. Из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. И нужно вести своих деток от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, усваивая правила безопасного поведения. Каждая сказка дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.