"Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша" Свечникова О.В.

Главная / ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ / Методическая копилка / "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша" Свечникова О.В.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша»

 

  Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Ребенок  рождается  на  свет  с  готовыми  органами  чувств: у  него  есть  глаза,  уши,  его  кожа  обладает  чувствительностью,  позволяющей  осязать  предметы.  Это  лишь  предпосылки  для  восприятия  окружающего  мира. Ребенка  следует  научить  рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию,  то  есть  сформировать  у  него  перцептивные  действия.  Но обследовать  предмет,  увидеть,  ощупать  его  недостаточно.  Необходимо  определить  отношение   выявленных  свойств  и  качеств  данного  предмета к  свойствам   и  качествам  других  предметов.  Для  этого  ребенку  нужны  мерки, с  которыми  можно  сравнить  то, что  он   в  настоящий  момент  воспринимает.  Общепринятыми  мерками являются, так  называемые  «эталоны»,  которые  сложились  исторически.  Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.

Малыш познает мир на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, по-своему, по-детски, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость и в будущем.

  Значительное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает дидактическая игра. С целью решения задач сенсорного развития  проводятся различные игры по сенсорному развитию детей, и самый универсальный из них дидактический материал – логические блоки Дьенеша.

Свою работу  я начала с изучения  трудов ученых и методической литературы. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы таких авторов как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видные ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

        Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Оно:

 - является основой для интеллектуального развития;

 - готовит к реальной жизни;

 - развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-  познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Исторически, человечество выработало основные сенсорные эталоны,  задача взрослого - передать этот опыт ребенку и, по возможности, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.

Каждая мама и каждый папа мечтают о том, чтобы их любимый малыш рос умным и был всесторонне развит. А желание каждого малыша – играть в разные интересные игры. Блоки Дьенеша помогут  родителям развивать своих детей, дать маленькому ребенку первое представление о цвете, форме и величине.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по методике Верещагиной. Данные показали, что дети нашей группы плохо ориентируются в понятиях цвет, величина, форма. Так же большинству детей практически неинтересна совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, их речь мало активна, они плохо вступают в общение. Исходя из результатов диагностики мы ставим следующие цель и задачи.

Цель: Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками  Дьенеша.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к окружающим предметам и активно действовать с ними: группировать, сравнивать, устанавливать тождество, различать однородные предметы по одному из сенсорных признаков: по цвету, форме, величине; развивать внимание, память;
  • развивать самостоятельность, инициативу, творчество в предметно - игровой деятельности;
  • развивать активную детскую речь, включенную в общение со взрослыми и сверстниками;

 

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, а также накопленный опыт по использованию Блоков Дьенеша в воспитательно-образовательном процессе,   для улучшения результатов сенсорного воспитания были намечены следующие направления работы:

  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • Организация работы с детьми;
  • Организация взаимодействия с родителями .

Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомленности родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития детей через игры с блоками Дьенеша, необходимость заинтересовать наших  мам и пап в использовании этого пособия и дома для развития их малыша. С этой целью нами были проведены:

- анкетирование;

- тематическое родительское собрание;

-консультации о подборе развивающих игр для ребенка;

-индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому  конкретному ребенку;

- оформление информации по данной теме в уголках для родителей;

- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

А так же в начале года нами был составлен план взаимодействия с родителями наших воспитанников на год.

В нашей группе создан сенсорный уголок с целью формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и пр.), который всегда вызывает большой интерес у малышей, привлекая их яркими матрешками, шнуровками, мозаиками, паззлами и т.д.  Мы дополнили его, разместив в нём  наборы с блоками,  игры и карточки по работе с блоками, а так же разнообразный вспомогательный материал (игрушки, сказочные персонажи, обручи, веревочки, корзиночки, мисочки и т.д.).

 

Формами организации работы с блоками мы выбрали следующие:

n        Занятия (в форме дидактической игры)

Широко используем блоки на занятиях в форме дидактической игры. Развитие мышления малыша, знакомство его с геометрическими формами, цветом, размером происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера. С двух лет  мы используем и карточки-символы с одним из свойств предмета (цвет, форма)   д/игра «Угощение для кукол», «Садовники». Занятия по сенсорному воспитанию проводится один раз в неделю. Большой интервал между занятиями не желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. При планировании занятий учитываем принципы последовательности (постепенное усложнение заданий) и системности (занятия должны проводиться регулярно).

n        Совместная деятельность с детьми (это индивидуальные игры)

n        Самостоятельная деятельность детей (предложить на выбор и выполнить)

Работу с детьми проводили в течение года в несколько этапов.

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Дети проводят обследовательские действия, направленные на выявление свойств геометрических форм (проводят пальчиком по стороне фигуры, находят острые углы, показывают, что у круга пальчик бежит долго – долго по дорожке, а у квадрата сторона заканчивается и пальчик останавливается; прокатывая фигуры дети практическим путем устанавливают, что круг – катится, а квадрату – углы мешают катиться; манипулируя с блоками, дети строят из них, используют как предметы – заместители в самостоятельных играх).  В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

   С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.  В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств (найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине); найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные); назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине); дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  распределяем фигуры по размеру,  форме). Более сложный вариант этих игр: найди не такие фигуры, как эта по форме ( не красные, не большие и т.д.);  Вариантов игр с блоками можно придумать очень много (блоки - это и угощение для зайчат, и цветы для мамы, и кирпичики для дорожки к дому мишки и т.д.).

С целью использования различных сенсорных анализаторов малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат), тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).

Так же очень хорошо проводить эту игру с использованием маленького «сухого бассейна» для рук.  В небольшую емкость – кастрюлю, тазик, -  насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку), в который «закопать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

Для занятий - игры с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдут альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких» и «Маленькие логики». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Затем малыши овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру т. д) «Найди пару», «Продолжи ряд»,  При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Интересны детям и игры-сказки:

 - рассказываем любую сказку и в процессе рассказывания, говорим, например, герои нашей сказки мишка, любит квадратные печенья с малиной (т.е. красные), обезьянка круглые печенья с бананом, лисичка треугольные печенья с ежевикой, и когда сказку расскажем, просим угостить зверюшек их любимыми печеньями.

 - придумываем сказку, в которой персонажей надо чем-нибудь угостить, а они едят только из своих любимых тарелок (определенного цвета, формы). Так незаметно для себя малыши получают новые знания.

Блоки Дьенеша очень практичный материал. Поэтому его можно использовать во многих видах детской деятельности. Мы не расстаемся с ними даже на прогулке (используем игры: «Перепрыгни дорожку!», «Цветные льдинки», «Укрась мишку» и т.д.).

Для малышей важно, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл вместе с ними и иногда ошибался!

В работе с блоками  использовали разнообразные методы и приемы такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом.

В течение всего учебного года родители, заинтересованные в полноценном развитии своих малышей были нашими активными помощниками. Принимали активное участие в совместных мероприятия, фотовыставках, были частыми на занятиях в группе, делились опытом семейного воспитания.

В конце года нами была проведена итоговая диагностика, которая показала следующие результаты. Результаты наших детишек позволяют сделать вывод, что, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение), дети активнее общаются друг с другом, активнее используют речь.

 

 

 

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94