Развитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельности
Воспитатель: Рахманова Надежда Евгеньевнав.
Свою работу я начала с изучения теоретической и методической литературы. ФГОС дошкольного образования предусматривает введение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”.
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
•Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Я стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Мной был проведен мониторинг уровня овладения детьми навыками экспериментирования.
Итоги показали, что познавательная активность детей нашей группы не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Цель моей работы перед вами на экране:
Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой и живой природы;
- развивать умения и навыки проведения элементарных опытов;
- развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Ведущая идея моей работы - Развитие у детей познавательно-исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большое внимание на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности, которые перед вами на экране, а также: при приёме пищи, в играх, прогулках, режимных моментах. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в группе является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых дней его жизни в ДОУ.
В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При организации работы по экспериментированию используем различные
формы: они перед вами
- непосредственно образовательная деятельность,
- экскурсии,
- чтение художественной литературы,
- развлечение,
- опыты, наблюдения,
- беседы.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формирование выводов.
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы, такие как, например, • Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату? и т.д. В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
1. соблюдать технику безопасности;
2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством взрослого;
3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;
4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям, которые вы видите на экране:
• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
• человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Так с детьми нашей группы мы провели такие эксперименты:
Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», и др. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные о стояния воды. «Вижу - не вижу», «Где вода?»и т.д. Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка «Свойства мокрого песка», «Песочный конус», и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наша работа показала, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Формы работы с семьей перед вами на экране:
- родительские собрания,
- консультации,
- анкетирование родителей.
- консультационный день,
- буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне»,
- рубрика в родительском уголке «Экспериментируем дома и в детском саду»
По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». В нашей группе постоянно действует рубрика в родительском уголке «Экспериментируем дома и в детском саду», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки и фото отчет перед вами.
Мы привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В ходе работы мною была составлена картотека, в которую входят опыты и эксперименты для детей младшего и старшего дошкольного возраста. (которые могут, использоваться – в утренний отрезок времени, фрагментами на занятиях, в совместной деятельности вечером, или в самостоятельной деятельности детей). Также мною были изготовлены буклеты и памятки для родителей.
В результате проведенной работы дети:
-научились устанавливать причинно-следственные связи, делать несложные умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию, использовать мерки, модели, схемы;
-расширился кругозор;
-усовершенствовались разные формы речи - диалог, описание, объяснение, рассказ;
-в процессе экспериментальной деятельности обогатился словарь за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений;
- систематизировались и расширились представления детей о неживой и живой природе.
Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты диагностики. Они перед вами.
Конечно, работу по детскому экспериментированию я продолжу и впереди у нас еще работа над 3 блоком «человек», хотя и в блоках «неживая и живая природа» детей ждет много открытий.
Опыт своей работы я представляла на открытых занятиях, педагогическом совете МАДОУ, мной были подготовлены консультации для родителей и педагогов, так же со своей работой я принимала участие в конкурсах педагогического мастерства».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная поисково- исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».