Развитие познавательного интереса у детей старшего доршкольного возраста через изобразительную деятельность
Подготовила:
Назарова О.В.
Воспитатель
Первой квалификационной категории
Самое дорогое творение на земле - это человек. Без детей жизнь каждого человека бессмысленна. Я дарю свою любовь окружающим и детям. Я верю, что те знания и любовь, что получат от меня дети, помогут им стать настоящими людьми, полезными обществу и своей семье. Моя тема: Изобразительная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период накопления и усвоения индивидуального, социального опыта, знаний и умений. Особое место в этом процессе принадлежит - изобразительной деятельности. Рисование для детей дошкольного возраста является один из самых любимых видов деятельности. Через рисование ребёнок познаёт этот мир, окружающие его предметы.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» - писал В.А. Сухомлинский
Изучая этот вопрос, я обратилась к работам таких психологов как Л.С. Выготский В.С., Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др.
Проблему интеграции видов детской деятельности изучали: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева, Г.Г. Григорьева, А.Г Гогоберидзе, В.А. Жилин, Т.А. Боровик, Н.В. Федина и др.
Я так же изучила программу художественного воспитания, обучения, и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А. Она пишет что: «Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.»
Искусство - одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нём объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в слове, звуках , движении, красках, пространстве , во времени.
И как сказал Федор Михайлович Достоевский: « Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью».
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, становление ребенка как Личность, формируется его мировоззрение. Этот возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных.
Дети прирожденные художники и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой эстетически развитой и нравственной Личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.
Цель моей работы: Развить познавательный интерес у дошкольников старшего возраста с помощью изобразительной деятельности.
Для решения цели я поставила следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить средства художественно-творческого воспитания и развития дошкольников по данной проблеме;
3. Разработать систему использования средств изобразительной деятельности для формирования познавательного интереса у дошкольников старшего возраста
В основе ведущей идеи моей работы лежит: изобразительная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию познавательного интереса, художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них любознательности, самостоятельности, творческой активности, инициативности , а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Для своей работы я определила формы и методы:
1)Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
2)Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная - художественная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.
3)Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Наглядный метод – наблюдение, экскурсии. Без наблюдения в изобразительной деятельности невозможен познавательный интерес детей. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между , отдельными объектами и явлениями природы.
В нашей группе были созданы дидактические игры по наблюдению за окружающим миром. На участке проведены серии экскурсий и наблюдений за природными явлениями, животными, растениями, трудом и жизнью людей.
Наглядный метод - рассматривание картин. В старшей группе содержание картин, как правило, детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем , что они не могут увидеть . Картина является источником новых знаний .Композиция сложная , то есть многоплановая . Количество персонажей может быть достаточно большим .
В нашей группе были созданы пособия: «Русские художники», «Живопись русских художников» для развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Практический метод - упражнения (физкультминутки, пальчиковые игры), игры. Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук , речи и творческой деятельности. Методика и смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к рисованию , развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
В группе в помощь воспитателю были созданы подборки: «Пальчиковые игры», «Физкультминутки для детей 5-7 лет».
Практический метод - игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские)
Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Сюжетно-ролевые игры в социально- личностном развитии дошкольника являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.
Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
В группе вместе с детьми мы изготавливаем атрибуты для сюжетно-ролевых игр, рисуем афиши, программки для театральных постановок, у нас есть уголок с костюмами.
Практический метод - эксперименты и опыты
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.
В ходе работы были разработаны серии интегрированных занятий по изобразительной и познавательной деятельности: «Свойство воды», «Свойство бумаги», «Техника смешивания цветов». Вместе с детьми мы создали альбом «Виды бумаги» где можно самим потрогать и определить вид бумаги и картона и определить её назначение в жизни.
Практический метод - моделирование. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В дошкольной педагогике разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слова, конструирования, изобразительной деятельности и т.д.
К 70- лет Победы в Великой Отечественной войне совместно с детьми мы нарисовали и составили макет - модель: «Война – плач и горе народа».
Словесные методы: рассказ, чтение художественной литературы. В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В группе совместно с детьми мы составили серию дидактических игр по составлению рассказов с детьми.
Словесный метод - чтение художественной литературы.
В группе создан уголок чтения, где есть подборка литературных произведений для детей старшей группы ,как для самостоятельного чтения так и для чтения воспитателем.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
В группе созданы условия для познавательного и творческого развития детей. Создан «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Для познавательного развития создан центр «Экспериментирования», созданы дидактические игры по смешиванию цветов и определению оттенков.
Опираясь на программы по изучению художественной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, учитывая их интегрированность, я объединила эти два направления. Это объединение обеспечило успешную работу и заинтересованность детей. Мне удалось сделать родителей своими единомышленниками. Я активно привлекаю их к созданию предметно-развивающей среды, участию в праздниках, викторинах, выставках, совместно проводим досуги ,праздники и родители с удовольствием в них участвуют.
Особенностью данного опыта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы дошкольного учреждения, в которой принимается участие родителей в развитие творческой деятельности детей, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практическую ценность опыта представляют: методические разработки для педагогов детского сада, конспекты образовательных мероприятий, беседы, сценарии, картотека игр, формы взаимодействия с родителями. Использование различных форм работы с учетом возрастных особенностей позволяет сформировать познавательный интерес у дошкольников к художественной деятельности, к творчеству.
серия конспектов интегрированных занятий по данной теме для детей старшего дошкольного возраста: «Морской мир», «Наша Армия», «Космическое путешествие», «Цветы», «Новогодний сюрприз», «Осенние краски», «Весна», «Королевство для гномов», «По морям по волнам». Изготовлены дидактические игры по составлению рассказов с детьми. В детском саду мною ведётся кружок «Умелые ручки»
В 2014 году я участвовала в общероссийском конкурсе «22 июня – день памяти и скорби» где в презентации совместного проекта была представлена модель : «Война плач и горе народа». Я получила диплом 2 степени. Также я участвовала в Международном творческом конкурсе «Новогодний бум», где было представлено оформление родительского уголка по теме «Морозко». Я получила диплом лауреата. Свои работы я выставляла на V Международном творческом конкурсе «Цветочные фантазии» - за что получила диплом победителя 2 степени
Дети стали увлекаться изобразительной деятельностью, их рисунки отличаются новизной и оригинальностью. У дошкольников появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, появился интерес к творческому экспериментированию. Появилась субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества; у детских работ появился индивидуальный почерк; повысился уровень ручной умелости, координации движений; повысился уровень художественно – творческих способностей.
Таким образом, подводя итоги работы, направленной на развитие познавательного интереса через художественно – творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.