Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Подготовила :
Зефирова И.Г.
воспитатель
первой квалификационной категории
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Интерес к изобразительной деятельности создаётся при наличии положительных эмоций у детей, определённых педагогических условий, обогащения содержания и методов обучения, различных форм организаций занятий. Интерес играет большую роль в обучении дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию специальных художественных способностей. Из этого следует, что формирование его будет способствовать повышению эффективности обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
Исходя из выше сказанного темой моей работы стало «Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Занимаясь изобразительным искусством, нетрадиционными техниками рисования, ребенок овладевает практическими навыками художника и дизайнера, осуществляет творческие замыслы, расширяет кругозор, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, творческое мышление.
Чаще всего интерес дошкольника неустойчив, или же определенная его устойчивость к тематике, материалу характеризующийся поверхностным содержанием, устоявшимися шаблонами в изображении знакомых предметов. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Из наблюдений я увидела, что большинство детей не проявляет интереса к изобразительной деятельности, не знает как и чем можно рисовать.
Свою работы я начала с изучения литературы.
Исследованиями проблем детского творчества, теориями изображения различными материалами занимались такие специалисты Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Я. Шибанова, Р. Г. Казакова, Т. В. Слепцова.
Достаточно подробно изучив теорию, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей, воображения, а также овладению навыками изобразительной деятельности у детей.
В связи с этим мною была определена цель работы:
развитие устойчивого интереса и способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, создание условий для их творческого самовыражения
и поставлены задачи: (они перед вами на экране)
- Вызвать интерес у детей к рисованию используя нетрадиционную технику .
2 . Развивать детское творчество и творческое воображение .
3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
5. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.
Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участия взрослого, особенно если речь идет об освоении нетрадиционных приемов рисования. Призвание педагога - помогать ребенку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном.
В основе ведущей идеи моей работы лежит «Создание условий для творческого самовыражения ребенка дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, когда дети учатся не только самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, но и понимают значимость своей работы, испытывают радость и удовольствие от творчества.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники: ОНИ ПЕРЕД ВАМИ
ñ оттиск;
ñ рисование песком;
ñ рисование мыльными пузырями;
ñ рисование мятой бумагой;
ñ кляксография с трубочкой;
ñ печать по трафарету;
ñ монотипия предметная;
ñ кляксография обычная;
ñ пластилинография и др.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
ОТТИСК.
Рисование картофелем, тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
ТЕХНИКА ТЫЧКА.
Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: дети рисуют простым карандашом контур; затем делают тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.
КЛЯСОГРАФИЯ.
Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ.
Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.
Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.
МЯТЫЙ РИСУНОК.
Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
НАБРЫЗГ.
Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки.
МОНОТОПИЯ.
Первый способ – симметричное сложение листа пополам. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.
НИТКОГРАФИЯ.
Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
РИСОВАНИЕ РЕБРОМ КАРТОНА.
В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона. Ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Технология реализации
1. Введение нетрадиционных способов рисования в непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
3. Создание творческих игр.
4. Создание картотеки способов нетрадиционного рисования.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. В ходе работы я использовала разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, предоставляла возможность выбора. Создавались ситуации, где дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Работа проводилась в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками.
Особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. При организации занятий, выборе материала и темы, учитывались индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно) .
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте.
В модели организации непосредственно образовательной деятельности нашей группы предусмотрено два занятия по художественному творчеству, где на одном мы изучаем и закрепляем навыки рисования, а на другом мы знакомимся либо с нетрадиционной техникой рисования, либо декоративно-прикладным искусством. Таким образом, непосредственная образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник проводится один раз в две недели.
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, одноразовые вилки, поролоновые штампы, свечи, листья, ватные палочки, перья, кусочки ткани, тычки, трубочки для коктейля и т. д.).
В группе регулярно оформляется выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности. При работе с нетрадиционными техниками дети пользуются схемами последовательного выполнения работы. Весь материал находится в свободном доступе. В режиме самостоятельной деятельности. используется чаще всего вечером.
Свою работу я строила в тесном взаимодействии с семьями воспитанников:
ü Беседы с родителями.
ü Консультации для родителей.
ü Оформление тематических стендов.
ü Открытые занятия, семинары-практикумы
ü Библиотека для родителей
Мною были систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей.
Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др. (которые могут используются – в утренний отрезок времени, фрагментами на занятиях, в совместной деятельности вечером, или когда бывает свободная минутка). Также мною был составлен альбом со способами нетрадиционного рисования.
Входе своей работы я заметила, что большинство детей проявляет повышенный интерес к нетрадиционным способам рисования. Для более широкого изучения нетрадиционных способов рисования я создала в группе кружок «Волшебная шкатулочка» Цель кружка:
Задачи:
Использование различных техник рисования способствовало развитию поставленных задач: дети перестали бояться рисовать «неправильно», придумывают и изображают свой замысел, фантазируют. Ребята с удовольствием сочетают изобразительные материалы и приемы их использования.
Деятельность, построенная на системной, комплексной работе с использованием нетрадиционных техник рисования, повлияла на развитие интереса к изобразительному творчеству повысился, что наблюдалось в повседневной деятельности дошкольников.
Опыт своей работы я представляла на открытых занятиях, педагогическом совет МАДОУ, мной были подготовлены консультации для родителей и педагогов, которые опубликованы на сайте МАДОУ №332 «Березка».