Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность
Воспитатель: Лучникова Дарья Михайловна
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. Заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в дошкольном возрасте. В «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правого государства…» Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Цель моей работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе через проектную деятельность
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• Способствовать формированию у детей представлений о родном городе:
его истории, символике, достопримечательностях, промышленности,
знаменитых нижегородцах.
• Расширять и уточнять представления детей о флоре и фауне Нижегородской области воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.
• Способствовать формированию у детей представлений о народных
промыслах, вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах
• Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям
• Развивать поисковую деятельность, познавательную и творческую
активность детей
• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки
• Способствовать повышению активности родителей в воспитании у
ребенка любви к родному краю.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе.
Обучение детей проектным умениям и навыкам проводила в несколько этапов. Которые перед вами на экране.
На этапах проекта я помогала, направляла деятельность детей и родителей. Давала детям частично – поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности. Дети постепенно превращались из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном им уровне включались в творческо – исследовательскую деятельность.
В начале работы была проведена диагностика воспитанников по Н.Г.Комратовой.
Анализируя результаты наблюдений и ответы детей, я пришла к выводу, что многие дети испытывают дефицит у воспитанников знаний о родном городе, его достопримечательностях, улицах, на которых они проживают, о людях,
прославивших свой город; анкетирование родителей показало, что родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;
В своей работе я использовала различные типы проектов, средней продолжительности, краткосрочные.
Типы проектов |
Реализованные проекты |
Исследовательско – творческие (драматизация, картотека) |
«Промыслы земли Нижегородской», «Район в котором мы живем» |
Ролево – игровые (образ персонажей сказки) |
«Мини музей русского быта» |
Информационно – практико-ориентированные |
«Мой город - Нижний Новгород», «Промышленность Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Районы города», |
Творческие (фотовыставка, оформление альбома) |
«Старинные здания города», «Храмы города», «Строительные профессии» |
Для успешного решения поставленных задач был разработан комплексно-тематический план работы с детьми группы.
Наблюдая за детьми, я видела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о Нижегородском крае, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, убеждаемся в том, что у детей поверхностные представления об архитектуре, достопримечательностях, истории Нижнего Новгорода. Так родилась идея проекта «Мой город - Нижний Новгород».
На первом этапе работы, я с детьми изучали познавательную и художественную литературу о городе. Была организована экскурсия в библиотеку. Вместе с детьми смотрели видеоматериалы. В процессе работы дети познакомились с гербом и флагом Нижнего Новгорода.
Второй этап проекта – это проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта:
Беседы:
«История города», «Символы моего города», «Нижегородский Кремль»
Чтение стихов и небольших рассказов о городе.
Разучивание песен о городе.
Игры: «Путешествие по Нижнему Новгороду», «Ты мне – я тебе», «Доскажи словечко»
Просмотр презентации «Прогулка по городу», «Нижегородский Кремль
Рисование: «Нижегородский Кремль».
Аппликация: «У стен Нижегородского Кремля»
Лепка: «Пушка»
Работа с родителями:
Консультация «Как правильно знакомить детей с родным краем».
Изготовление макетов (известные места детям: вечный огонь, «Нижегородский Кремль»)
Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме «Мой город», «Нижегородский Кремль»
Чтобы начать работу, необходимо было создать условия для ознакомления дошкольников с Родным городом, это организация соответствующей предметно-развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы, игры, дидактические пособия)
Родители стали моими единомышленниками. Главный принцип в работе с родителями - принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Были оформлены информационные уголки по темам проектов, фотовыставки из опыта семейного воспитания, проведены консультации, семейные экскурсии по городу.
После проведенной работы можно сказать, что знания и представления детей значительно улучшились, видна положительная динамика по поставленным задачам.