Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр
Воспитатель Магеррамова Н.М.
Добрый день! Я, Магеррамова Наргиз Мамедовна, работаю с детьми раннего возраста 5 лет.
Особый интерес в работе с детьми раннего возраста у меня вызывает овладение словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Мной были проанализированы особенности формирования словаря детей раннего возраста, а так же задачи словарной работы в группе раннего возраста. На основе данного анализа и формировался мой педагогический опыт. В соответствии с этим, тема моей работы: «Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр».
С этой целью мною были изучены и проанализированы работы педагогов и психологов. С целью поиска эффективных методов работы с детьми и родителями по данному направлению я учувствовала в педагогических советах, семинарах ДОУ, показывала открытые занятия для педагогов и родителей, принимала участие в конкурсах, учувствовала в РМО
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Тут на помощь приходят дидактические игры. В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М Алексеевой, В.В. Гербовой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной.
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.
Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс дидактических игр для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.
В 2019-2020 учебном году мною была принята группа детей, в возрасте 2-3лет.
После окончания адаптационного периода в начале ноября было проведено диагностическое исследование уровня сформированности словаря детей.
Для выявления уровня сформированности словаря ребенку показывалась предметная картинка задавались наводящие вопросы, проводились тематические беседы.
По итогам диагностики можно сделать следующие выводы, что у 15 % детей словарный запас сформирован: понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.
У 54 % детей словарный запас находится в стадии формирования: Справляется с помощью взрослого и по наводящим вопросам, понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение. И у 31% словарный запас не сформирован: это неговорящие дети.
Формы организации, методы формирования, закрепления и активизации словаря, развитие его смысловой стороны предоставлены на экране.
Свою работу по решению поставленных мною задач я разделила на 3 этапа. Так как в начале года мы принимаем детей в группу, у них происходит процесс адаптации к условиям детского сада, поэтому задачи дидактических игр направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи.
Первоначально формировали пассивный словарь детей, где основная задача направлена на развитие внимания к обращенной речи взрослых и ее понимание. В этот период с помощью игр знакомили с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.
Я провела серию игр таких, как «Чего не стало?», «Узнай и назови овощи», «Чей голос?», «Кто как рычит?», «Добавь слово», «Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит» позволяют развивать слух детей. Я просила ребенка принести, например, машинку. Если он ошибался, я сама показывала на нужный предмет. Затем спрашивала, что это, а если ребенок затруднялся сказать, я давала речевой образец и просила повторить. Чтобы закрепить название слов в пассивном словаре детей использовали тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т. д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляли название слова в пассивном словаре. Очень нравятся детям игры - поручения.
Основная работа заключается в формировании обобщающих слов, связанных с предметами и действиями. Я организовывала игры «Прогулка с куклой Катей», «Приготовление обеда» и др. При этом давала речевые упражнения, включая в них задания: «Где можно гулять? Во что можно одеть куклу Катю? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно завязать, открыть?» Уточняя и активизируя глаголы, детям предлагают различать и называть действия, противоположные по значению. На хорошо знакомых предметах детям легче различать, сравнивать и называть цвет, размер, характер поверхности и другие качества, осваивать пространственные отношения.
Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла обедает», «Магазин», «Чьи детки?» помогли закрепить знания детей о названии одежды, посуды, мебели, игрушек, овощей, фруктов, растений, животных и их детёнышей, активизировали речь. С накоплением существительных в словаре детей начали появляться обобщающие понятия. Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначали действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. В играх: «Больше - меньше», «Чудесный мешочек» дети учились видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными
Так же я учила детей замечать, понимать и выражать словесно состояние, настроение окружающих, особенности их поведения и взаимоотношений (веселый, грустный, сердитый, помогает, не обижает детей, добрый). Побуждали к использованию в речи данных слов, следили за правильностью их употребления.
Планировали упражнения, игры, в которых ребенок ставится перед необходимостью назвать качества предметов, их отношения. Например, в вечерний отрезок времени в группе (зимой, на прогулке (летом) дети играют в игру «Поймай рыбку»: «Какой тебе дать сачок, чтобы ты поймал большую (маленькую, красную) рыбку? — Большой, маленький, красный».
В играх с куклами, машинами, животными, кубиками побуждали использовать слова: горячий, вкусный картофельный суп; высокий и красивый дом, сверху — крыша; грузовая и легковая машина, надо сделать билетики, так как поедем на автобусе; самолет летит высоко; сварили компот из яблок; из капусты варят щи; видишь, как далеко откатился мяч. Использовали такие игры, как «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).
В работе по развитию фразовой речи эффективно использовали игры-забавы, в частности, показ заводных игрушек, Например, показ заводного мишки создает ситуацию для применения таких глаголов, как «ходит, шагает, рычит, кивает головой машет лапами, останавливается, стоит» (в ответ на вопрос «Что делает Мишка?»)
Очень эффективно использовали игру «У меня зазвонил телефон». Она способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, разговаривая с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы стимулировали его речевую активность, умение строить фразы. Я так же вела разговор и от имени животных, игрушек.
По итогам работы в марте мною была проведена сравнительная диагностика.
Можно видеть, что в ноябре сформирован словарь у 15%, В стадии формирования 54% , Не сформирован 31%. В период реализации данной работы в марте месяце, у всех детей была отмечена положительная динамика, такая как – Сформирован – 60%, в стадии формирования – 29%, и не сформирован – 11%.
По данным сравнительной диагностики, мы можем судить о том, что у большинства детей достаточно разнообразный пассивный словарь. Дети понимают значение слова, но в повседневной деятельности не используют. Но хочется отметить, что после проделанной работы изменения в лучшую сторону очевидны. Можно отметить, что дети чаше стали играть в хорошо знакомые игры небольшими подгруппами. Ребята могут пользоваться несложными правилами, знание которых помогает организовывать игру.
После сравнения результатов входящей и итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря детей раннего возраста.
К работе по развитию речи, я обязательно подключаю родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях.
На родительском собрании мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.
Оформила для родителей информационный стенд: «Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.
Проводила консультации для родителей:
1) «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
2) Поговорим об агрессии.
3) Как помочь родителям трудных детей.
4) «Живу по расписанию».
Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.