Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперементирование
«Развитие познавательной активности у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Разрешите представиться, я воспитатель МАДОУ №332 Киреева Анна Николаевна. Я в детском саду совсем недавно, но уже могу сделать вывод, маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Перед вами тема моей работы. Экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим способом познания мира. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Мною были изучены и проанализированы работы педагогов и психологов, которые на экране.
С целью поиска эффективных методов работы по данному направлению я участвовала в работе творческих заседаний ДОО, педсоветов, семинаров ДОО, конкурсах, показывала открытое занятие для педагогов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. То есть детское экспериментирование является важным средством интеллектуального развития дошкольников. Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
На первом этапе была проведена диагностика познавательного развития по методике Л.Н.Прохоровой. Итоги показали, что познавательная активность детей нашей группы недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Перед вами на экране цель и задачи моей работы:
Ведущая идея мойе работы - Развитие у детей познавательно-исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Усовершенствован центр экспериментирования: создана мини-лаборатория для проведения опытов и хранения материалов.
В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При организации работы по экспериментированию используем различные
формы: они перед вами на слайде
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы, такие как, например, • Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату? и т.д. В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Организация работы по экспериментированию в младшем возрасте идет по трем взаимосвязанным направлениям они на слайде
Так с детьми нашей группы мы провели такие эксперименты:
Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», и др. Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг тс, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные стояния воды. «Вижу - не вижу», «Где вода?» и т.д. Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка «Свойства мокрого песка», «Песочный конус», и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наша работа показала, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей. Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки и фото отчет перед вами.
Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Подводя итоги развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Наблюдения показали, что дети стали проявлять стремление решать поставленные задачи, у детей возникали положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, стали задавать много вопросов, появилось искреннее желание справиться со всеми трудностями.
Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования
Опыт своей работы я представляла на открытых занятиях, педагогическом совет МАДОУ, мной были подготовлены консультации для родителей и педагогов, так же со своей работой я принимала участие в конкурсах педагогического мастерства».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная поисково- исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».