"Фольклер как средство адаптации"
Воспитатель Гладченко Ю.В.
Добрый день! Я, Гладченко Юлия Вадимовна, работаю с детьми раннего возраста 2 года. Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме, доме, любимых игрушках? Практика показала, что использование в этот период малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить чувство симпатии к чужому человеку; отвлечься; успокоится; познать и почувствовать окружающий мир, быт и культуру своих предков; подготовить ребёнка к жизни в социуме. Поэтому темой моей работы стал «Фольклор как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению».
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор. Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются - адаптацией. Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Жан Вильям Фриц Пиаже́. Именно он в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.
Чтобы лучше понять, как решить проблему адаптации, я, прежде всего изучила:
- исследования русских и советских фольклористов Михаила Никифоровича Мельникова, Влади́мира Проко́пьевича Аникина;
- труды и монограммы русских и советских педагогов К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной,А.П. Усовой, А.М. Мухиной.
Как отмечает Наталья Васильевна Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
Александра Платоновна Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я. Шибицкая, др.). Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный материал, который можно использовать, как в организации режимных моментов, так и для развития познавательно-речевой деятельности детей раннего возраста.
Диагностика
В этом учебном году я приняла 21 ребенка в возрасте 2-х лет. Мной было проведено анкетирование родителей поступивших воспитанников «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ».
По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Результаты можно увидеть на диаграмме.
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26% детей, условно готовы - 53%, не готовы - 21%.
Рис.1. Готовность детей к поступлению в детский сад
Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».
Так же был проведен анализ эмоционального состояния детей впервые дни пребывания в ДОУ
На слайде вы видите, анализ поведения детей впервые дни пребывания в детском саду, он показывал, что процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
В результате этого я поставила перед собой цель и задачи, которые перед вами на экране.
Цель:
Формирование социальных навыков, умения устанавливать контакт и действовать в различных ситуациях.
Задачи:
- воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- формировать положительного отношения к режимным моментам.
- систематизировать фольклорный материал, используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей;
- обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в адаптационный период.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх. Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Другими словами мы говорим об интеграции образовательных областей, также фольклорные формы я использую при проведении режимных моментов, занятий и в работе с родителями.
В своей работе я использую следующие формы малого фольклора:
Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток. Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза рогатая...", "Сорока-ворона кашку варила...", "Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу. Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.
Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Я использую фольклор с первого знакомства с детьми.
В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка» и др.. Я использую фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаю детей к порядку, а так же использую пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния «Пальчики, пальчики – девочки и мальчики», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка»
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».
Занятия по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку: «Водичка, водичка…».
А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять.»). Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос. Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек. «Потягуни-потягушечки…»
На прогулке провожу наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.
Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
После знакомства со сказкой, потешкой, иллюстрацией я оставляю ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов адаптации – это взаимодействие с родителями:
- Анкетирование
- Собрания
- Создание развивающей среды
- Консультации
Анкетирование родителей позволило оценить их знания в области фольклора. В анкете меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей.
В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста малые формы фольклора. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну – две («Сорока – белобока…», «Ладушки»).
Исходя из этого, я разработала основные направления в организации целенаправленного взаимодействия с семьёй они перед вами на экране:
- использование оптимальных индивидуально-дифференцированных форм и методов в работе с семьёй: проводили индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо шли на контакт с воспитателем, находились в угнетённом состоянии, приглашали этих родителей в группу, советовали обратиться на консультацию к психологу и другим специалистам, согласовывали щадящий режим, посещали семьи, совместно подбирали любимые их детьми песенки, потешки, сказки и т.д.; Совместно с родителями изготавливали маски животных для обыгрывания, книжки самоделки по потешкам и загадкам;
- создание системы массовых групповых мероприятий с использованием разных форм фольклора: организовывали семейные вечера, чаепития, посиделки, народные праздники «Давайте познакомимся», «Масленица», «День именинника», в сценарий которых включали песенки, потешки, народные игры;
- выявление опыта семейного воспитания : использовали форму «вопрос-ответ» и рубрику «Семейный опыт», где родители делились своими находками в использовании малых фольклорных форм, сами отвечали на проблемные вопросы .
- использование тематических консультаций, советов родителям по ознакомлению с произведениями устного народного творчества : нами были даны групповые консультации «Народная поэзия малышам», «Роль фольклора в воспитании и развитии малышей», «Русские народные потешки в жизни малышей», предлагали повторить и выучить потешки дома, сделать вместе с детьми книжки-самоделки;
Таким образом, целенаправленная работа с семьёй помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию, активизировала на участие в жизни группы. А нам помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, совместно с родителями создана в группе соответствующая развивающая среда.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок, потешек.
Также в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».
Все это помогает детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
По окончании адаптационного периода была проведена диагностика успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - в течение 10-15 дней,
- адаптация средней тяжести - в течение месяца,
- тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Перед вами диагностика за два года моей работы. Исходя из данных диаграммы, мы видим, что число детей с легкой адаптацией возросло на 11% по сравнению с предыдущим учебным годом. Число детей с тяжелой адаптацией понизилось на 8%. Что говорит об эффективности использования малых фольклорных в период адаптации, для создания в группе комфортного психологического климата.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче усваивают навыки речи, самообслуживания и гигиены. Результаты работы перед вами.
- малые фольклорные формы помогли наладить эмоциональный контакт с детьми, способствовали развитию у них самостоятельности, уверенности в себе, что максимально сократило адаптационный период;
- выявлены основные критерии эмоционального отклика детей на использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе;
- систематизирован и дифференцирован фольклорный материал по степени сложности и воздействию на познавательное и эмоциональное развитие каждого ребёнка;
- систематизирована работа с семьёй, в результате которой, большинство родителей заинтересовались малыми фольклорными формами, стали активно участвовать в жизни группы;
- изменились в позитивную сторону взаимоотношения детей друг к другу; большинство детей проявляют активность в общении, охотно включаются в совместную деятельность, сохраняют устойчивое настроение.